063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 29

063. Спасо-Елеазаровский монастырь, страница 29

МОНАСТЫРЬ И МИР

Идея Москвы как Третьего Рима нашла свое воплощение, в частности, в архитектурном и художественном облике Храма Христа Спасителя.

щи..." Чувствуется сокращение исторического времени, укороченность исторической перспективы. Если Москва есть Третий Рим, то и последний, — то есть: наступила последняя эпоха, последнее земное "царство", конец приближается... Только уже вторично эта апокалиптическая схема была использована и перетолкована официальными книжниками в панегирическом смысле. И тогда превращается в своеобразную теорию официозного хилиазма».

Апокалиптический смысл, конечно, никуда не исчез из Филофеевой теории. Его можно не увидеть — если не читать самих посланий, а знать только «выжимку» из них, то есть ту самую, столь часто пробрасываемую везде (в самых, казалось бы, неподходящих местах) формулировку о «Третьем Риме». Однако и в ней присутствует «настораживающий» акцент: Четвертого Рима не будет. То есть вслед за концом Московского государства (а Филофей нигде не говорит, что оно не кончится) мы ждем финала человеческой истории. Или, несколько переиначивая: человеческая история длится постольку, поскольку существует Московское государство. Учитывая все это, возникает вопрос: а не кончился ли уже Третий Рим, не живем ли мы уже при конце истории?

Последним православным императором-самодержцем был Николай II. С его мученической кончиной и наступлением эпохи большевистских гонений на Церковь Третий Рим — если смотреть на него узко, как на православную державу православного государя — иссяк. Четвертого Рима, как мы видим, действительно нигде не образовалось, «царство ромеев» никуда не перешло, здесь Филофей был прав. Так все-таки — пал Третий Рим или нет? Здесь важно понять следующее: падение и Первого, и Второго Римов неразрывно связано с уничтожением Православной Церкви. В России в XX веке Церковь, с Божьей помощью, выстояла. Она понесла огромные потери, в 1930-е годы едва ли не большинство наших епископских кафедр вдовствовало, получили распространение

негласные епископские хиротонии — дабы при самом печальном развитии событий не прерывалось апостольское преемство. Но тем не менее уничтожить Русскую Православную Церковь власти не удалось. И даже возродилось Патриаршество. А с началом Великой Отечественной войны государству пришлось пересмотреть (пусть только внешне) свою политику по отношению

Державная икона Божией Матери из Спасо-Елеазаровского монастыря. Державная икона Пресвятой Богородицы была явлена 2 марта 1917 года, в день отречения от престола последнего русского императора Николая II.

к Церкви, поскольку в 1941 году было очевидно, что без осознания народом этой войны как священной на победу нельзя и надеяться. Кстати, подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии в Карлсхорсте состоялось в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. Под 8 мая по новому стилю в церковном календаре — празднование в честь Цареградской иконы Божией Матери. В Елеазаровском монастыре об этом хорошо помнят. Как помнят и о пророчестве старца Николая Гурьянова о том, что с возрождением Спасо-Елеа-заровской обители начнется возрождение России.

Таким образом (следующий вывод, впрочем, пригоден лишь в том случае, если мы вполне доверяем доктрине старца Филофея), Третий Рим не безнадежен, несмотря на тягчайшие болезни в анамнезе. Как говорит игу-мения Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавета (Беляева): «Нет у нас ни царя, ни царства. Но милостивый Господь не дал погибнуть нам до конца, и падение Третьего Рима еще не есть его исчезновение». И, как подчеркивает игумения, вульгаризация идеи Третьего Рима, забвение главного понятия в ней — понятия ответственности, страха Божия — может привести к весьма печальным последствиям: «От Господа России дается последний шанс, и если власть и народ не поймут последней Божией милости, то не только русское царство не устоит. Духовная, нравственная гибель этого царства и народа грозит катастрофой Апокалипсиса всему миру».