068. Новоспасский монастырь, страница 12АРШГОА wm БОИНШЮЩМСвященномученик Макарий (Гневушев) был надежной защитой для десятков тысяч людей с московской рабочей окраины, когда «против Церкви ополчились все главные силы». С1 « Йо тех пор, пока Церковь оказывает свое спасительное влияние на народ, революционеры бессильны привлечь его на свою сторону, потому что Церковь поддерживает в нем любовь и преданность к Отечеству и Престолу», — писал в 1909 году архимандрит Макарий (Гневушев), только что назначенный настоятелем Новоспасского монастыря. Тогда же он стал одним из учредителей Братства Воскресения Христова. 10 сентября 1910 года правление Братства постановило принять под свое начало Новоспасское братство церковного пения и трезвости. Архимандрит Макарий высоко ценил народное пение, ставя его чуть ли не во главе религиозно-нравственного и церковного просвещения народа. В Новоспасском монастыре уже через год после введения практики общего пения резко возросло количество богомольцев. Вверху: Настоятель Новоспасского монастыря архимандрит Макарий возобновил древнюю традицию ежегодных крестных ходов из Кремля в обитель. Слева: Епископ Макарий (Гневушев). При архимандрите Макарии слава о Новоспасском народном хоре разнеслась далеко за пределы первопрестольной. Перестраивался, расширялся Никольский храм, который теперь мог вместить до двух тысяч верующих. Каждый день здесь читали лекции для народа на религиозно-нравственные темы. На воскресные беседы собиралось до семисот человек. Стараниями настоятеля в обители заработала собственная электростанция, которая размещалась в подвале Никольского храма. Удивительно, но при этом либеральная пресса обрушивалась на архимандрита Макария с обвинениями в «средневековом мракобесии». Ему приходились постоянно оправдываться перед представителями Святейшего Синода, доказывая ничтожность доносов «просвещенных» злопыхателей. |