068. Новоспасский монастырь, страница 9ПОДВИЖНИК!! Иконостас Спасо-Преображенского собора кажется возносящимся на небеса. вы освящения воды на Богоявление и молитвы на вечерне Пятидесятницы. Владел искусством чтения Священного Писания и, проповедуя, поражал слушателей даром красноречия в такой степени, что они плакали, внимая его речам. Святитель не имел обыкновения обличать и оскорблять, предпочитая миловать и прощать. Он был совершенно равнодушен к роскоши и все пожертвования направлял на благоустройство храмов и в помощь нуждающимся. Благодаря его заботам были воздвигнуты монастыри на окраинах России — в частности, в далекой Сибири. Первый Патриарх наладил печатание богослужебных книг, при нем были канонизированы святые Василий Блаженный, Гурий и Варсонофий Казанские, Антоний Римлянин и другие. Возглавив Русскую Церковь, Патриарх Иов принялся искоренять распущенность низшего духовенства. Он вернул учрежденные еще Стоглавым собором, но впоследствии забытые должности поповских старост и десятских, следивших за моральным обликом церковнослужителей. Ревностно занимался миссионерством среди казанских татар; по просьбе царя Кахетии отправил в Грузию нескольких русских священников и иконописцев. Н.М. Карамзин утверждал, что «умный и способный Иов» своим возвышением был обязан честолюбивому Борису Годунову, который якобы видел в нем орудие для достижения своих политических целей. Но большинство историков считают, что Патриаршество фактически возникло еще при царе Федоре Иоанновиче: «Набожный Фео-дор не отважился бы на важное нововведение церковное, если бы не имел своих собственных благочестивых побуждений ... а ту услугу, которую будто бы ожидал Годунов от Иова Патриарха, мог бы оказать ему тот же Иов и в сане митрополита». Очевидно, «умный и способный» (да еще и благочестивый) митрополит Иов возвысился до Предстоятеля Русской Церкви благодаря собственным качествам. Иван Грозный обратил на него внимание, впервые приехав в Стари цу в 1556 году. Возвышение началось именно тогда: волею Грозного царя игумен Иов был переведен в Москву. Другой царь — Феодор Иоаннович — назначил святителя своим душеприказчиком, поставив его тем самым в один ряд со своим двоюродным братом Федором Никитичем Романовым и шурином Борисом Годуновым. Кстати, избрание Иова происходило по жребию, который совершали указанные собором три человека. Что же до «услуги», оказанной Патриархом Годунову, то, безусловно, слово святителя Иова имело большой вес на соборе, избравшем Бориса царем. Однако в то время обстоятельства сложились так, что за Годунова подавал голос не только искренне преданный ему Патриарх, но и многие недружелюбно к нему настроенные бояре. Не из кого было выбирать! А у Годунова был опыт и, когда он хотел, личное обаяние. В Смутное время Патриарх Иов не молчал, как иные князья. Так, например, он распорядился совершать особый церковный обряд проклятия самозванца. По всей Руси, вплоть до самых ее отдаленных уголков, рассылались Патриаршие грамоты, в которых святитель разъяснял простому народу, что под «Димитрием» скрывается вор и ЙШ (.apiil Ша pTTTCJ 1 1 KxeJft! Ш И в и |