069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 26«и тем шршя крвдм тт..»Давно уже нет Честного и Животворящего Креста Господня как единой святыни. Множеством крупных, мелких и совсем крошечных частиц разошелся он по всему христианскому миру, но не перестал быть знаком спасения, и слава его не померкла.I I реет прочно сопоставляется в со-знании каждого человека с сим-Г|воликой христианства. Однако I 1 далеко не сразу этот предмет, связанный со страданием и смертью Спасителя рода человеческого, был осмыслен в качестве важнейшей реликвии. У ранних христиан в ходу были иные символы: якорь, рыбы, корабль... Главным знаком Церкви, а также и государства, Крест Господень стал лишь со времен утверждения христианства в качестве ведущей религии Римской империи равноапостольным императором Константином в первой трети IV века. Придворный историк Евсевий, автор жизнеописания святого Константина, так писал о мероприятиях императора по утверждению Креста: «Среди царственного града воздвиг против врагов этот священный символ и начертал определенно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель Римской земли и всего царства. Когда же на самом людном месте поставили статую, он немедленно приказал то высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения». Чуть позднее Иоанн Златоуст восклицал: «Цари, слагая диадему, берут Крест — знак Его смерти, на порфирах Крест, на диадеме Крест, при молитвах Крест... и по всей вселенной Крест сияет светлее солнца». Уже на рубеже IV—V веков изображения Креста широко распространяются в церковной среде и на предметах официального характера. Согласно преданиям, которые начали записываться начиная с IV века, Древо Честного и Животворящего Император Константин с Честным Крестом Господним, направляемый ангелом. Гравюра ок. 1500 года. Креста Господня было обнаружено матерью императора Константина, равноапостольной Еленой, во время раскопок на месте смерти, трехдневного пребывания во гробе и Воскресения Спасителя. Обнаружение реликвии явилось поводом к установлению празднования Воздвижения Честного Креста, ежегодно отмечаемого Церковью 14 (27) сентября. Часть Животворящего Древа еще в IV веке вместе со святыми гвоздями попала в Константинополь, который стал вторым после Иерусалима городом, хранившим большую часть Древа. Историк К. А. Щедрина приводит многочисленные примеры почитания Животворящего Креста христианскими монархами Европы. Его частицы были неотъемлемой составляющей любой царской или королевской молельни. Часто реликвии Древа входили в состав царских и королевских инсигний. Так, частица Креста находилась в короне французских королей. «Книга о вере», увидевшая свет в 1646 году, приводит легенду, согласно которой частица Креста Христова была помещена в диадему императора Юстиниана. Почитался Крест и на Руси. В 1383 году по заказу На этом месте росло Древо Креста.
|