069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 27

069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 27

святыни

архиепископа Суздальского Дионисия и нижегородского князя Дмитрия Константиновича создается ковчег-ре-ликварий, содержавший части орудий Страстей Христовых. В 1401 году этот ковчег был торжественно перенесен в Москву и помещен в Благовещенском соборе Московского Кремля как святыня московского великокняжеского дома. Именно ковчегом Дионисия Суздальского русские правители благословляли на великое княжение своих сыновей. В 1417 году святыня в духовной грамоте великого князя Василия I Дмитриевича получила наименование «Страсти большие», наряду с крестом митрополита Петра; впоследствии ковчег с реликвиями упоминался в завещаниях потомков Василия I. «Крест Животворящего Древа», начиная с венчания на царство Ивана Грозного, упоминается в числе государственных регалий Московского царства.

В эпоху Средневековья за Крестом Господним и за его символами признавалась особая мистическая роль в деле управления государством. Тема Креста появляется на уровне целого комплекса образов, обрядов и церемоний, связанных с властью монарха. Например, согласно традиции, во время венгерского коронационного обряда только что увенчанный короной святого Стефана венгерский король должен был верхом

на коне взобраться на так называемую Королевскую гору, где на глазах у многотысячной толпы знаменовал в небе крест саблей святого Стефана, обращаясь во все четыре стороны света. Обычай этот сохранялся еще в середине XVIII века.

Почитание Креста была связано и с воинской символикой. Уже раннехристианские апологеты считали военное знамя скрытым прообразом Креста. В Византии Крест становится символом триумфа василевса, когда, приняв оружие победы Спасителя, император уподоблялся Христу, а его государственное, в том числе воинское, служение получало сравнение с Крестной Смертью и Воскресением Христа. Мо-нархи-полководцы христианских стран часто сравнивались с ветхозаветными израильскими вождями и царями, а их военные походы воспринимались как продолжение священной войны иудеев

за Землю Обетованную. Крест как знак победы в данном контексте сближался с Ковчегом Завета, который, по толкованиям святых отцов, являлся прообразом Креста Христова. На Руси воинская символика Креста также была чрезвычайно насыщенной. В XVII веке одним из наиболее ярких подтверждений особого внимания царей к реликвиям Креста в качестве оружия военной победы стало перенесение (в 1665 году) из Москвы огромного креста-мощевика в меру Креста Христова, содержащего более трехсот частиц святых мощей и других реликвий, связанных с земной жизнью и Крестными Страданиями Спасителя, в строящийся на острове Кие в Белом море по обету Патриарха Никона Крестный монастырь. Водружение обетного креста в разгар войны со Швецией связывалось с крупным успехом русского оружия — взятием крепости Динабург.