069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 29МОНАСТЫРЬ И МИР странило заявление, в котором обнародовало официальное мнение израильского руководства: «Правительство Израиля шокировано и выражает сожаление в связи с тем, что в монастыре изуродована фреска Шота Руставели. Мы осуждаем этот позорный акт и выражаем глубокое сожаление по поводу причиненного ущерба». Грузинских экспертов и журналистов, прибывших в Иерусалим, духовенство монастыря Святого Креста не допускало даже во двор комплекса под предлогом обеспечения сохранности грузинских ценностей. Один из экспертов поделился тогда информацией, которую ему удалось получить на месте: «Это дело рук служительницы, австралийки по имени Мария. Ее работой по уборке помещений были недовольны, и, узнав о своем увольнении, она решила отомстить таким образом». Уже в первые дни после осквернения специалисты высказали предположение, что реставрация фрески невозможна... О гениальном грузинском поэте Шота Руставели, чье имя вписано в золотые скрижали мировой литературы, на самом деле известно мало. Единственный источник достоверных и при этом очень скудных сведений — пролог бессмертной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (ныне в обиход все больше входит более точный перевод названия этого произведения — «Витязь в барсовой шкуре»), посвященной святой царице Тамаре и ее соправи-телю-мужу Давиду. В прологе два раза упоминается автор поэмы, сам себя называющий Руставели (Руствели). Вот одно из этих упоминаний: «Это древнее сказанье я, чье имя Руставели, нанизал, как цепь жемчужин, чтоб его стихами пели». Имя Шота в поэме не встречается вовсе, оно начинает употребляться применительно к автору «Витязя» позднее. Руставели — не фамилия в нашем современном понимании, это прозвище, которое можно перевести как «владетель Руставского поместья» или «выходец из Рустави». Географических пунктов с названием Рустави в ту эпоху существовало несколько. Одно из народных преданий связывает имя Руставели с Рустави в Южной Грузии. Посвящение поэмы «Витязь в тигровой шкуре» царственным особам косвенно свидетельствует о статусе автора: скорее всего, он принадлежал к верхам На табличке при входе в обитель отражена официальная точка зрения его насельников — монастырь основан равноапостольной Еленой. Часы в монастыре не переводятся на летнее/ зимнее время. грузинского общества или, по крайней мере, занимал некое положение в системе царской администрации — таковы средневековые реалии. Этот минимум сведений и предположений о Руставели, упоминаемом в «Витязе», был сопоставлен с известиями о некоем Шота Руставели, который примерно в то же время отметился заметной деятельностью в монастыре Святого Креста в Иерусалиме. Соответствующая информация содержится в синодике обители. В записи синодика, датируе мой первой третью XIII века, сообщается о смерти и поминках казначея по имени Шота Руставели, который «ниже купола колонны обновил и расписал... где сам он тоже изображен стариком». Удивительным образом фреска, запечатлевшая престарелого Шота Руставели, сохранилась в течение столетий (о ней упоминали многие грузинские паломники прошлого, затем фреска была замазана и потеряна — и вновь обнаружена в 1959 году). На фреске в молитвенной позе изображен седовласый человек, а сверху читается надпись: «Расписавшему сей [храм] Шоте Руставели да простит Бог [грехи], аминь. Руставели». Было сделано предположение, что Руставели, автор «Витязя», и Шота Руставели из монастыря Святого Креста — одно лицо. Далее последовало заключение, согласно которому поэт Шота Руставели являлся государственным казначеем царицы Тамары и был по ее поручению отправлен в обитель Святого Креста в качестве главы восстановительных работ. Распространено мнение, что Руставели прибыл в иерусалимский монастырь в 1185 году, через год после восшествия царицы Тамары на престол. Впрочем, с этим мнением совершенно не согласуется другое предположение — о рождении поэта Шота Руставели на рубеже 60—70-х годов XII века. Как бы то ни было, ныне официально принято и никем особо не оспаривается, что монастырь Святого Креста связан с деятельностью Шота Руставели, автора «Витязя в тигровой шкуре», а фреска казначея Руставели — древнейшее изображение великого поэта. |