069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 30

069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 30

гршш-гршш птт

Монастырь Святого Креста, несколько столетий остававшийся грузинским, в конце XVII века перешел под управление Иерусалимского Патриархата, в котором ведущая роль принадлежала грекам. Традиции монашеской жизни изменились.

одной стороны, по православному ■ 'грузинскому присутствию на Свя-% Втой Земле после изменения подчищу нения монастыря Святого Креста был нанесен сильный удар. С другой стороны, речь шла о выживании Православия в Палестине в целом, и сосредоточение церковной власти в руках Иерусалимских Патриархов давало больше возможностей противостоять инославным и иноверным нападкам, которые усиливались из года в год. Тем, кто осознал необходимость строгой церковной централизации, был выдающийся деятель ближневосточного Православия Патриарх Иерусалимский Досифей II. Как и многие крупные личности, Патриарх Досифей являлся весьма противоречивым человеком: самоотверженный защитник вселенского Православия вне этнических границ и одновременно греческий националист, борец за просвещение народов (именно по благословению Досифея в Москву прибыли основатели Славяно-греко-латинской академии братья Лихуды) и вместе с тем противник полноценного образования (Патриарх считал недопустимым преподавание на латыни в той же академии). Решение Досифе-

Старая в альбоме есть фотография...

ем II православного вопроса в Палестине тоже было жестким и в чем-то противоречивым. Монастырь Святого Креста вместе с другими грузинскими монастырями перешел в его юрисдикцию. Благодаря официальному эдикту султана, монастырь был сохранен

как христианскии, хотя мусульмане с конца XIII века неоднократно делали попытки заполучить обитель и требовали от властей соответствующих распоряжений. Патриархия пришла к соглашению с султанской властью по поводу прав собственности на земли, лежавшие вокруг монастыря Святого Креста, и строений ближайшей к обители деревни Малха. Как свидетельствует В. Цаферис, существует письменное свидетельство того, что первоначально жители этой деревни, теперь предъявлявшие права на монастырские земли, были христианами из Грузии, то есть теми, кого община еще в эпоху Средневековья поселила в этих местах для ведения хозяйственных работ. Со временем крестьяне были обращены в ислам и стали претендовать на владение монастырскими землями. Вопрос был окончательно решен после выкупа всех этих земель Иерусалимской Патриархией.

В течение XVIII и первой половины XIX столетий монастырь оставался действующим. В обители подвизалось относительно большое число монахов, несмотря на то, что их жизни, а также монастырскому имуществу постоянно угрожали мусульмане. В 1855 году начался новый расцвет монастыря. Ремонт и перестройка всего комплекса монастырских зданий сделали его пригодным для новой роли — духовной школы. Монашеские кельи были переделаны в лекционные помещения, трапезная перестроена в соответствии с новыми требованиями, а для совершения ежедневных молитв сооружена часовня. Библиотека пополнилась сотнями новых томов по различным отраслям знания, энциклопедиями, словарями и богословскими трудами. Она стала одной из крупнейших в то время библиотек в Палестине и одной из наиболее интересных: в ее собрании

Насельники обители прошлых лет.