069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 5Карта-схема Иерусалима и его окрестностей из французской книги «Иерусалимская история», датируемой XI—XII вв. ИСТОРИЯ путешествия царственный паломник решил построить монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую равноапостольный император Константин Великий пожаловал государю Мириа-ну III, знаменитому правителю древней Грузии. Известно, что царь Мириан III крестился вслед за своей женой Наной, после чего запретил прежние политеистические культы и провозгласил христианство государственной религией Грузии. После этого, опираясь на поддержку грузинской просветительницы святой Нины, он отправил посланника к императору Константину Великому с просьбой прислать в Грузию епископов и священников. Константин Великий не только выполнил эту просьбу, но и, согласно преданию, выделил место в Иерусалиме для грузинских христиан. Именно на землях, подаренных Константином, якобы и был веком позже основан монастырь во имя Святого Креста. Еще одно предание относит строительство монастыря ко времени правления византийского императора Ираклия (610—641). Возвращавшийся с победой из похода на Персию Ираклий, прежде чем войти в Иерусалим, расположился лагерем в пустынном месте неподалеку от города. С собой он вез Честной и Животворящий Крест Господень, захваченный персами и теперь у них отбитый. Впоследствии возвращенный Крест был водружен на Голгофе. Остановка Ираклия лагерем под стенами Иерусалима являлась неслучайной. Согласно представлениям христиан, место, выбранное императором для лагеря, почиталось в силу того, что там выросло Крестное Древо — то Дерево, из которого был изготовлен Крест Спасителя. Празднуя победоносное завершение похода и возвращение великой святыни, Ираклий повелел выстроить здесь монастырь. Все эти предания, появившиеся не одно столетие назад, изменявшиеся на протяжении веков и, наконец, отложившиеся в известном нам виде, конечно, противоречивы и, скорее всего, Равноапостольная Нина. Современная грузинская икона. недостоверны. Как уже отмечалось, монастырь не мог появиться в эпоху равноапостольных Константина и Елены, ни о каком грузинском правителе, основавшем обитель в V веке, ничего неизвестно из других исторических источников, не подтверждают существование каких-либо христианских построек на месте монастыря в IV—V веках и материалы археологии. Однако мы все же можем приоткрыть завесу прошлого и разглядеть за пеленой времени отголоски истинной истории обители во имя Святого Креста. Итак, благодаря научным изысканиям современности, можно считать установленным фактом, что монастырь точно существовал не позднее седьмого века после P. X., первоначально застраивался греками и, видимо, был основан еще до арабского завоевания >i.-ui>orr? mottnf fs-оь*— шщ |