069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 7

069. Монастырь Святого Креста (Иерусалим), страница 7

ИСТОРИЯ

Султан передает Иерусалим императору Фридриху II Штауфену в 1229 году.

Миниатюра XIV века.

ний. Программа работ включала, в том числе, и консервацию мозаичных полов в главной монастырской церкви обители Святого Креста. Мозаики были целиком удалены со своего основания, смонтированы на новую основу и после реставрации положены на прежнее место. Анализ мозаик показал, что они могут быть отнесены к VI веку. Кроме того, расположение древнейших полов, сохранившихся в дьяконнике и жертвеннике, дает основание полагать, что план первоначального здания, которому они принадлежали, был сходен с планом церкви, существующей в настоящее время. Полученные результаты позволяют предположить, что монастырь мог быть основан в годы правления императора Юстиниана Великого (527—565). Один из самых выдающихся правителей за всю историю Византии отметил свое царствование чрезвычайным покровительством Православию и

На стенах монастыря Святого Креста — флаги Иерусалимского Патриархата.

строительной деятельностью в Палестине. При нем значительное число мест Святой Земли, связанных с христианским почитанием, было восстановлено, также появилось и множество новых церковных построек. Впрочем, точное время основания монастыря Святого Креста по-прежнему остается неизвестным. В связи с этим любопытную интерпретацию может иметь предание о строительстве обители императором Ираклием. В 614 году Палестину завоевала Персия, после чего она вошла в со

став империи Сасанидов. Захваченные палестинские земли были освобождены лишь после победного завершения ви-зантийско-персидской войны в 629 году. Император Ираклий и его армия прошли по Палестине победным маршем. Прежде чем покинуть Иерусалим, Ираклий отдал распоряжение Патриарху Захарии восстановить разрушенные церкви и монастыри на средства императорской казны. Вполне допустимо, что в план восстановления был включен и монастырь Святого Креста. По всей вероятности, монастырь к тому времени существовал и наверняка подвергся разорению в годы персидской оккупации. От императора вполне можно было бы ожидать особых распоряжений относительно обители Святого Креста, ибо военная кампания против зороаст-рийцев-персов имела характер благочестивой войны с безбожниками, а одной из главных ее целей являлось возвращение Животворящего Креста Господня. Восстановление монастыря могло быть выражением благодарности императора Святому Кресту за благоприятный для Византии исход войны с Персией. Если все это так, то получает объяснение и легенда об основания монастыря во имя Святого Креста самим императором Ираклием.

В 638 году Палестину ждал еще более тяжкий разгром, завершившийся установлением многовекового арабского господства. Владычество иноплеменников усугублялось распространением на Святой Земле ислама, который те-

штшт

Халиф Хаким

Халиф Хаким, о котором есть все основания полагать, что он лишился рассудка, с 1004 по 1014 год проводил жестокие гонения на христиан. В 1009 году по его повелению была сожжена главнейшая христианская святыня — храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Но в 1016 году прежде вполне набожный халиф сам объявил себя богом и стал преследовать мусульман, запретив пост Рамадан и паломничества в Мекку. В 1017 году он провозгласил полную религиозную свободу для христиан и иудеев, в 1020 году вернул все отобранные церкви и синагоги и сравнял христиан и иудеев в правах с мусульманами. В мечетях он приказал возвещать свое имя вместо Аллаха. В 1021 году Хаким бесследно исчез. Скорее всего, он был убит. Основанная его товарищем Дара-зи секта друзов, до сих распространенная на Ближнем Востоке и насчитывающая до 400 тысяч последователей, верит в божественность Хакима и считает, что состоится его второе пришествие.

перь являлся официальной религией новообразованного государства — халифата. Отрыв Палестины от Византии и христианского мира, экономический