071. Рязанский Спасо-Преображенский монастырь, страница 28

071. Рязанский Спасо-Преображенский монастырь, страница 28

МОНАСТЫРЬ II МИР

иностранные фирмы сделали ему много выгодных предложений, но Сергей Михайлович хотел работать в России.

В начале XX века фотография была модным увлечением, ею интересовался и император Николай II. В 1909 году Сергея Михайловича пригласили для демонстрации его достижений в Царское Село. Работа фотографа вызвала восхищение царской семьи и самого государя императора.

Готовя демонстрацию во дворце, Прокудин-Горский имел целью получить содействие в создании фотографического атласа России. Он давно думал об этом и надеялся, что высочайшее одобрение позволит ему провести эту грандиозную работу. В результате, как полагал Сергей Михайлович, будет возможно «наглядно» знакомить российских учащихся с историей и географией родной страны. В мечтах фотографа все школы и гимназии России снабжались проекторами.

Показ цветных фотографий царской семье был исключительно успешен. Как писал сам С.М. Прокудин-Горский, «во время перерыва... Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой. Я изложил ему различные взгляды на применения, которые моя работа могла иметь, и прибавил: Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени

истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины». Царь с интересом отнесся к предложению Прокудина-Горского и поручил министерству путей сообщения оказать фотографу необходимое содействие.

Согласно высочайшему повелению, мастеру-изобретателю были выделе

Селе. Встречаясь с Николаем И, Сергей Михайлович обсуждал с императором возможности фотографии для развития просвещения.

Помимо фотографии, С.М. Про-кудин-Горский интересовался и кино. В 1911 году в Туркестане он опробовал сконструированный им аппарат для цветной киносъемки. Этим аппаратом

Архангельский собор (фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 год).

Вид Рязани с колокольни Успенского собора (фото С.М. Прокудина-Горского, 1912год).

ны специально оборудованный под лабораторию вагон и автомобиль, для путешествия по воде ему придавался пароход с командой и катер, способный передвигаться по мелководью. Прокудину-Горскому выдали документы, разрешающие посещать любые места, независимо от существующего режима секретности, а по предписанию министра путей сообщения местные чиновники должны были оказывать «царскому фотографу» необходимую помощь.

В 1909 году С.М. Прокудин-Горский начал свое путешествие. Он побывал в центральных губерниях, Средней Азии, на Кавказе, Урале, в Сибири, в Финляндии, на Украине. По поручению министерства путей сообщения мастер снимал также объекты, относящиеся к железнодорожному ведомству: мосты, плотины, семафоры, дамбы, станционные сооружения. Было сделано несколько тысяч снимков. После окончания каждой поездки фотохудожник обрабатывал материалы, демонстрировал их сначала министру путей сообщения, затем показывал в Царском