071. Рязанский Спасо-Преображенский монастырь, страница 29

071. Рязанский Спасо-Преображенский монастырь, страница 29

МОНАСТЫРЬ II МИР

Справа: Так выглядела Рязань в 1912 году.

Общий вид с юго-востока (фото С.М. Прокудина-Горского).

Справа внизу: Успенский собор за монастырской стеной (фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 год).

он снимал этнографические сюжеты: группы жителей, находящихся в движении, ярмарки, народные празднества, крестные ходы и т.п. Однако качество фильма изобретателя не удовлетворило.

В 1912 году С.М. Прокудин-Горский побывал в Рязани, выполнив несколько городских фотопейзажей. Работал он и на территории Рязанского кремля, снимая Успенский собор, Архиерейский дом, Архангельский собор, Христо-рождественский собор, Спасо-Преоб-раженский монастырь.

Прокудин-Горский планировал за десять лет сделать 10000 фотоснимков достопримечательностей страны с географией от Балтийского моря до Тихого океана. Техническая возможность для этого была, так как он добился столь высокой чувствительности своих пластинок, что она позволяла проводить моментальную съемку. Важно и то, что фотограф мог производить пластины в достаточном количестве и тиражировать полученные изображения.

Продолжению работы помешала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война и вызванное ею прекращение финансирования. На фотографическую технику, закупку фотоматериалов и на тиражирование снимков Сергей Михайлович теперь тратил собственные средства.

С началом войны С.М. Прокудин-Горский некоторое время снимал фотохронику боевых действий, но затем передал в армию свой вагон-лабора-торию и занялся анализом фотопрепаратов и обучением военных летчиков аэрофотосъемке. Летом 1916 года Серей Михайлович отправился в свою последнюю экспедицию — в Мурманск и на Соловецкие острова.

После революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в организации Высшего института фотографии и фототехники. Поскольку прежняя близость фотографа к царю была общеизвестной, он имел все основания опасаться

за собственную безопасность. Постепенно созрела мысль об эмиграции. В 1918 году Прокудин-Горский уехал из России: сначала в Норвегию, через два года — в Англию, затем — во Францию, куда в 1923 году его жене удалось вывезти коллекцию, включавшую в себя 2300 негативов. Всю эту коллекцию сыновья Сергея Михайловича в 1948 году продали Библиотеке Конгресса США, где она пребывает по сей день.

Во Франции Прокудин-Горский обитал сначала в Ницце, где работал с братьями Люмьер; позже в Париже он

открыл фотоателье. Неутомимый изобретатель вынашивал планы сделать серию фотографий памятников истории и культуры Франции и ее колоний. Он продолжал исследования, публиковался в научных журналах, выступал с лекциями о фотографии.

Прокудин-Горский пережил фашистскую оккупацию Франции и скончался в Париже 27 сентября 1944 года, через несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронили его на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.