Вокруг света 1963-12, страница 4

Вокруг света 1963-12, страница 4

ни одного живого деревца. Только маленькая, у самого корня сломленная сосенка грустно шелестит поникшими мохнатыми ветвями. А ведь ей бы расти да расти.

Геннадий долго стоял, смотрел на могучий лес, который отвели ему под вырубку. Завтра бригада перекочует туда, на новую лесосеку. Неужели и там через несколько месяцев останется такое же мертвое место?..

Денисов начал поиски метода, который лег впоследствии в основу новой технологии лесозаготовок. Снова и снова решал Геннадий одну и ту же задачу. Там, где проходит трактор, подрост не сохранишь — это ясно. А трактор ходит по лесосеке, как говорится, вдоль и поперек. Вальщик бензиномо-торной пилой валит деревья, чокеровщик зацепляет их толстыми стальными тросами, прикрепленными к лебедке трактора. Тракторист включает лебедку и собирает пачку поваленных в хаотическом беспорядке деревьев-хлыстов. И пока огромные стволы вековых елей и сосен подтаскиваются к трактору, пока собирается и формируется воз, сваленные деревья приминают подрост, калечат его насмерть.

Денисов понял, что надо изменить и метод валки, и чокеровки, и схему движения трактора по лесосеке. Он чувствовал, что нащупал верный путь. Не хватало только точных расчетов. И Геннадий решил обратиться за помощью к инженерам. В Костроме, в лесном тресте, схема, предложенная Денисовым, была одобрена, уточнена.

Наконец наступил день, когда бригада начала работать по новой технологии. Суть ее совсем не сложна. Денисов предложил валить лес не на землю, а на подложенное, или, как говорят лесорубы, на склизовое, дерево. Изменилась и планировка самой лесосеки. Ее разделили на пасеки, а между ними проложили трелевочные волоки — дороги для трактора. Теперь движение мощной машины упорядочилось. Трактор уже не гулял так и сяк по всей лесосеке, а шел строго по волоку, не захватывая других участков.

Вот Денисов выбрал толстую ель, стоящую у края волока. Загудела бензиномоторная пила, вгрызаясь в древесину. Через минуту дерево дрогнуло, качнуло вершиной, словно прощаясь с лесом, и, тяжко ухнув, легло точно, как рассчитал Денисов, наискосок от волока, под углом. Следующие деревья Геннадий стал валить так, чтобы вершины сходились в одной куче, а комли раскидывались веером, но непременно на склизовое дерево.

Подошел трелевочный трактор, Денисов вытер взмокший лоб и начал вместе с трактористом чо-керовать поваленные деревья.

— Включай лебедку!

Раздался треск сучьев, и сваленные хлысты легко пошли по склизовому дереву. Когда воз был собран, все бросились к месту, где только что лежали поваленные деревья. Тут весело шумели на весеннем ветру молодые крохотные елочки и сосенки. Они остались между подкладочным деревом и повалом. Они выжили, уцелели!..

Важность почина Геннадия Денисова и его товарищей оценили быстро. Весть о его методе дошла до Москвы, им заинтересовались известные ученые, лесоводы.

Вскоре Денисова вызвали в Москву, в Кремль. На сессии Верховного Совета Российской Федерации, которая принимала закон об охране природы, лесоруб сказал свое слово в защиту леса. Он говорил взволнованно, убежденно:

— Спокон века считалось, что лесоруб — враг, губитель леса. Теперь этому пришел конец. Лесоруб будет не только рубить, но и беречь, выращивать леса, восстанавливать их. Не мертвое, развороченное тракторами поле оставим мы после себя, а молодую поросль, молодой лес. Главное для это

го — сохранить на лесосеках подрост. Тогда снова зашумят на вырубках молодые леса.

Впереди еще много дел, — продолжал Денисов. — Немало встретится трудностей. Но мы выдюжим. Выдюжим и сохраним лес, чтобы вечно ему шуметь на русской земле.

Зал взорвался грохотом аплодисментов, а Денисов, донельзя смущенный, шел на свое место.

Геннадий не ошибся, говоря о предстоящих труд-ностях. Они начались сразу, как только бригада перешла на новый участок. Лес там оказался низкорослый. Деревья, падая, не доставали до волока вершинами, захлестывали подрост. Снова поиски выхода. Впереди идущий должен сам прокладывать путь для других.

И выход нашелся. Денисов решил сократить ширину пасек. На прежней лесосеке их делали шириной в пятьдесят метров. Геннадий сократил это» расстояние до тридцати метров да еще разбил его на две полупасеки. Между ними проложил волок. И теперь деревья опять, как и следовало, ложились вершинами на волок, а подкладочное дерево сберегало подрост.

После первого дня работы на тридцатиметровой пасеке Денисов обратился к друзьям:

— Ну вот, теперь мы сможем сказать твердо — есть новая технология.

У добрых дел хорошие, сильные крылья. Молодости свойственно увлекаться. Метод Денисова быстро подхватила молодежь сначала в леспромхозе, а потом в области. Через месяц в костромских лесах по новой технологии уже работало более двухсот бригад. А еще через месяц их количества удвоилось. До конца года костромичи сохранили молодую поросль более чем на двух с половиной тысячах гектаров.

А новый способ лесозаготовок уже вовсю шагал по стране. Откликались на призыв Денисова лесозаготовители Карелии и Урала, в марийских лесах и на Украине, в лесах Вологды и Архангельска начинали работать по методу Денисова тысячи новых бригад.

В конце прошлого года Денисов и его товарищи рапортовали Никите Сергеевичу Хрущеву о своих успехах. Глава Советского правительства в своем ответе лесорубам писал о том, что трудовой успех, патриотический почин костромской бригады — не только рубить, но и своими силами выращивать лес — «являются примером коммунистического отношения к труду, ярким проявлением заботы советских людей о приумножении богатств нашей Родины».

Новую технологию лесозаготовок применяют на очень многих предприятиях. Уже на многих вырубках лес получает второе рождение, вторую жизнь.

Слышал ли ты, мой друг,' как лес поет свою неумолчную песню?

Помню, когда был я еще мальчишкой, лес казался мне огромным и добрым зеленым великаном. Каждый день открывал он мне свои тайны. Это было прекрасно и удивительно. То прямо на глазах после теплого дождичка гриб поднимал шляпкой жухлый прошлогодний лист. То мельчайшие капли росы, запутавшиеся в паутине, вспыхивали на солнце тысячами огней. И вместе со мной смотрели на это веселое чудо вековые сосны да белые мерцающие березки. Ветер шевелил тугими ветвями, и казалось, лес нашептывает чудесные задумчивые песни...

Радостно знать, что детвора будет слушать песню леса и через двадцать, сто, двести лет.

Добрый зеленый друг имеет надежных защитников, бережливых хозяев.

АНАТОЛИЙ ЧЛЕНОВ

2

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Елочка сук ветка

Близкие к этой страницы