Вокруг света 1964-02, страница 36

Вокруг света 1964-02, страница 36

На поверхности скал вырезаны силуэты диких животных, обитающих сейчас лишь в тропической Африке, и сцены охоты на них. Первобытные художники как бы рассказывают нам, что некогда, в очень далекие времена, в жаркой, влажной тропической Сахаре жили бесстрашные племена охотников. Интересно, что животные, даже самые большие, изображены почти в натуральную величину. Так, некоторые каменные «портреты» слонов достигают двух метров длины, жирафов — двух с половиной метров высоты, а однажды был найден «портрет» носорога пятиметровой длины! Вероятно, для создания таких «поло

тен» требовалось немало времени и упорства: ведь «кистью» первобытного живописца были простые каменные орудия.

Наскальные изображения поражают своей реалистичностью: с анатомической точностью передают они особенности животных

В реалистической манере выполнены и более поздние рисунки (4—3 тысячелетия до нашей эры). На скалах высечены изображения жирафов, сцена охоты на страусов. Охотники ловят птиц чем-то вроде аркана или боласа — веревки с тяжелым камнем на конце. Но эти мотивы встречаются все реже и реже. Зато появляются «портреты» домашних животных. Эти строки каменной летописи свидетельствуют о том, что климат Сахары меняется, что многие тропические животные начинают исчезать, а главным занятием тогдашних жителей Сахары становится скотоводство.

Вот изображение быка с загнутым вперед рогом. Когда-то древнегреческий историк Геродот писал, что в Ливии водится необычная порода быков: они якобы могут пятиться только назад, иначе их загнутый вперед рог вонзится в землю. Это сообщение воспринималось раньше дотическое. Найденные

ния

что, может быть, в Ливии действительно существовала особая порода быков, сведения о которой* хотя и в явно легендарной форме* дошли до Геродота.

В это же время появляются рисунки, выполненные на скалах минеральной краской.

В горах Акакуса археологи нашли великолепный красно-белый рисунок — отдыхающее стадо коров.

Художники стали высекать на скалах сцены сражений, картины отдыха, изображения богов — по-

как анек-изображе-

заставляют предположить,

лулюдей, полу животных, с человеческими фигурами и головами шакалов, ослов и т. п.

Каменная летопись заканчивается, когда степи превращаются в пустыню когда исчезают немногочисленные представители былой тропической фауны, когда вымирают стада домашних животных — тогда, когда люди уже не могут существовать в безводных песках.

Но даже тот факт, что каменная летопись окончилась, помогает археологам датировать превращение прошлой Сахары в ту Сахару, которую мы знаем сегодня...

Весной 1963 года профессор Паоло Грациоззи приезжал в Москву, к советским ученым. В институтах археологии и этнографии Академии наук СССР он рассказал о замечательном открытии итальянских археологов. Грациоззи заметил, что, хотя первобытная живопись встречается на всех континентах за исключением Австралии, нигде, по его мнению, она не достигает такого совершенства как в Ливийской Сахаре.

Найдейные наскальные рисунки — еще одно свидетельство высокой и древней культуры африканских народов.