Вокруг света 1965-02, страница 46

Вокруг света 1965-02, страница 46

Далеко на севере, за могучей Леной, где море Лаптевых глубоко вдается в сушу, лежит обширная губа Буорхая. Здесь южнее бухты Тикси в море впадает река Хараулах. В ее верховьях и работала наша геологическая партия.

Нелегко было проникнуть в эти суровые безлюдные места. Позади остался долгий путь по болотистой заозеренной тундре, бесчисленные речные переправы. Вместо традиционных оленей — у нас тракторы и вездеходы. Но и мощные моторы с трудом преодолевали заболоченные подъемы.

Горы и тундра! Изрезанные, ломаные очертания гребней чередуются с широкими волнистыми водоразделами. Кругом — царство шебня и каменных глыб. Реки то стремительно бегут в узких скалистых теснинах, то вырываются в широкие зеленые долины.

Мхи и разнотравье, заросли карликовой березки и ивняка. Лишь в самых южных уголках района встречаются веселые лиственничные перелески. В середине июля, в пору цветения, тундра незабываема. Сверкают и искрятся под полуночным солнцем яркие поля незабудок, куропаточьей травы, полярных маков.

Целое лето бродили мы с молотком, с рюкзаком за спиной в горах. А в конце сезона вышли на широкую приморскую равнину. Если посмотреть на нее с самолета, то прежде всего увидишь блюдца сотен озер. Многие из них возникли на месте протаявшего подземного льда. Земля здесь скована вечной мерзлотой. Часто нам попадались места, где поверхность тундры была изрезана сетью промоин. Тракторы не раз в них застревали.

Быстро промелькнули напряженные будни. Незаметно подкрался снежный сентябрь. Но пройдет меньше года, и мы снова продолжим поиск и геологическую съемку в этом суровом северном краю.