Вокруг света 1965-02, страница 70це простого года добавлялись пять праздничных дней, високосного — шесть. Високосный год определялся на основании астрономических наблюдений. Этот календарь продержался в стране более 13 лет и был отменен в период наполеоновской империи. Календарь, предложенный Лилио, широко известный как «новый стиль», постепенно завоевывал всю Западную Европу. А православная церковь упорно держалась за старый, юлианский календарь. Неважно, что широкое общение с западными странами и развитие наук требовали согласованного с другими цивилизованными народами счисления времени. Неважно, что неторопливый юлианский календарь безнадежно отстал от времени. «Ревнители благочестия» и слышать не хотели ни о каких реформах. ...В 1830 году Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового календаря. Министр просвещения начертал: «Выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а затруднения и неудобства неизбежны и велики». ...В 1899 году при Русском астрономическом обществе была создана комиссия по реформе календаря. Но ее доводы разбились о резолюцию всесильного обер-прокурора святейшего синода: «Считать введение нового стиля несвоевременным». ...В 1905 году Академия наук вновь вернулась к вопросу о реформе календаря. Но к чему могли привести заседания, если влиятельнейшие члены комиссии заявляли: «Введение нового стиля в теперешнее смутное время может дать новый повод к волнениям в народе». И лишь Великая Октябрьская социалистическая революция позволила ввести в России новый стиль. 25 января 1918 года В. И. Ленин подписал декрет о реформе календаря для «единения со всеми культурными странами мира». Развитие хозяйства молодой Советской республики, международные связи требовали календаря, единого со всеми европейскими странами. ВСЕМИРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ Можно сказать, что с введением нового стиля бесконечные дроби наконец-то перестали портить кровь человечеству. С лишними сутками, которые набегут при принятой системе через 3300 лет, как-нибудь тогда же и разберутся. А сейчас, как считают многие, необходимо навести больший порядок внутри календаря. Для этого требуется прежде всего установить разумную длину месяца. Высказываются соображения, что совершенно не обязательно, чтобы все месяцы имели одинаковое число дней — важно, чтобы год делился на равные периоды, чтобы в этих периодах было равное число месяцев, чтобы в месяце было равное число недель или каких-либо других циклов. И чтобы каждый год начинался с одного и того же дня. Подлинно научная организация труда и планирование сталкиваются с несовершенством григорианского календаря: разнобоем в длинах месяцев, кварталов и числах рабочих дней в году. Проекты такого Всемирного календаря есть. Вот один из них. Первый месяц каждого квартала содержит 31 день, остальные два — по 30 дней. Всего в квартале 91 день, или 13 недель. При этом каждый из 12 месяцев имеет 26 рабочих дней плюс воскресенья. Поэтому календарный год состоит из четного числа дней (364), недель (52) и месяцев (12). Для согласования календарного года с солнечным вводится в конце года дополнительный день. В високосный год — еще один день между 30 июня и 1 июля. Оба эти дополнительных дня не имеют чисел, не входят ни в один день недели. Есть и другие проекты, авторы которых стремятся максимально облегчить взаимоотношения экономики и планирования со временем, придать четкость современному календарю. Но тут на сцену вновь выходит церковь. Во всех предложенных проектах Всемирного календаря для согласования гражданского года с солнечным вводятся дни, не входящие ни в один месяц, ни в одну неделю. А раз из календа одного счета выпадает один, а тем более два дня, то, как считают церковники, «светлое Христово воскресенье» будет то вторником, то средой и т. д. И пока ни один из проектов не удовлетворяет церковь. И каков он будет — покажет время. |