Вокруг света 1965-02, страница 72

Вокруг света 1965-02, страница 72

н

э

Разговор в Кают-компании сегодня ведут французский врач-мореплаватель АЛЕН БОМБАР и чешский журналист, путешественник по призванию И РЖИ ТА-БОРСКИ.

S? ер

III

К ©

СЛОВО КАПИТАНУ «ЕРЕТИКА»

Море было спокойно. Красный диск солнца скатывался к самом/ горизонту.

В центре группы французских туристов, собравшихся на веранде сочинского санатория «Интурист», я увидел подвижного мужчину лет сорока с черными усами и округлой бородкой. Он говорил о море, о беспредельных водных просторах, о своем путешествии от горизонта до горизонта, между которыми были только волны.

Ален Бомбар, доктор-путешественник, переплывший Атлантику на резиновой надувной лодке с гордым названием «Еретик», автор книги «За бортом по своей воле», впервые приехал в Советский Союз, хотя мечтал об этом давно.

Бомбар приятно удивлен тем, что в нашей стране многие знают его книгу. Он улыбается:

— Одна маленькая девочка из Смоленска, с которой я переписываюсь, даже спрашивала меня, какая глубина там, где я плыл. Я ответил: «Три-четы-ре тысячи метров». Тогда она воскликнула: «Как мне страшно, господин Бомбар!»

Бомбар задумался...

— Однажды в поезде я встретил моряка. «Господин Бомбар, — обратился он ко мне, — я читал вашу книгу «За бортом по своей воле» и не верю в то, о чем вы пишете».

Что я мог ответить ему? Ведь он был в поезде, а не в море на положении потерпевшего кораблекрушение... Но я твердо верю: очутись в беде на море, этот человек поневоле повторит все, что делал я. Если человек способен в тяжелую минуту оставаться в здравом уме, он может спасти не только себя, но и всех, кто вместе с ним попал в беду.

Некоторые оценивают мой опыт как подвиг. Но какой же это подвиг? — улыбается Бомбар. — Просто работа. Подвиг — это когда человек делает то, чего не может сделать каждый. Я же проделал то, что под силу каждому, если это вызывается необходимостью.

— А вторично Вы не собираетесь в подобное плавание?

— Разумеется, нет, — от души рассмеялся Бомбар. — Да и другим не советую. Иное дело, если кто-либо окажется в беде.

— Но неужели Вы хотите прервать «дружбу» с водой?

— Отнюдь. Одна из проблем, над которой я сейчас работаю, — это проблема борьбы против загрязнения вод. Ведь вода — это международный капитал, и ради наживы, ради обогащения никто не имеет права загрязнять ее. Если человек против моря, то и море будет против него...

Книги, которые я написал после своей «За бортом...», — сугубо научные: «Технический отчет о спасении жизни на море» и «Загрязнение вод». Скоро выйдет еще одна — «Против ветров, приливов и отливов», подводящая итоги плавания на «Еретике». С 1959 года я работаю над книгой, которая будет называться примерно так: «Вред, приносимый загрязнением вод радиоактивными и различными промышленными отходами».

На исследования в этой области правительство не выделяет мне никаких средств. Но даже когда у меня оказываются небольшие деньги, люди, заинтересованные в загрязнении вод, мне всячески мешают. В этой работе я иногда себя чувствую в большем одиночестве, чем на «Еретике»...

Неожиданно приглушенный голос Бомбара оборвался. Стало тихо. С моря подул влажный ветер. Узкая полоска света отсекала море от неба. Еще мгновение — и вечный друг мореплавателей — Солнце — скроется в волнах...

70