Вокруг света 1965-03, страница 4

Вокруг света 1965-03, страница 4

КОНЕЦ ИЮЛЯ

Г ород взбирается на сопку. Ступенька — улица. Ниже — волны океана. Вверху — заснеженные конусы вулканов. Петропавловск-Камчатский.

Город развивается, растет. Разрабатываются планы многолетнего строительства. Но вот тут-то и возникают трудности...

Курило-Камчатская зона необычна. Неповторимы ее ландшафты. Загадочна жизнь недр: плачут тревожные гудки, суда толпятся у выхода из гавани — пришло оповещение о цунами. В теплый солнечный день валятся с неба серые хлопья, покрывают улицы и палубы и... не тают. Это пепел — извергается вулкан. Ходит волнами земля, трещины рассекают горы — землетрясение. Не много на планете столь удивительных мест, где так наглядно проявляет себя тектонический процесс. Создав этот своеобразный сейсмический «полигон», природа как бы указала место, где можно найти ключи к ее тайнам.

ний грунта. Материал стекается в центр обработки, где небольшой молодежный коллектив экспедиции нашего института обрабатывает уникальную информацию, решает целый комплекс научных и практических вопросов.

Сейсмологи делятся научными итогами работ, которые нам особенно интересны, потому что области наших исследований смыкаются. Граница между нами — раздел «Мохо». Глубинное сейсмическое зондирование изучает земную кору, сейсмология — подстилающую ее мантию. Мы используем искусственные взрывы, сейсмологи — естественные толчки — землетрясения. Правда, в этом году мы пытаемся проникнуть и в верхние слои мантии, но до сейсмологов нам все равно не дотянуться — они «видят» сквозь землю на 200 километров и глубже. Там, в толще мантии, происходят сложные механические и физико-химические процессы, вызывающие в конечном итоге землетрясения и извержения вулканов.

Курило-Камчатская зем

ля — неповторимые ландшафты и загадочная жизнь недр..*

Фото В. ГИППЕНРЕЙТЕРА.

И ученые настойчиво изучают эту интересную область. Чтобы жить и строить в таком месте, важно знать вероятность сильных землетрясений. Уточнение балла, перевод района «вверх» или «вниз» по шкале сейсмичности отражается на стоимости и особенностях строительства. Поэтому город обращается за помощью к геофизикам.

Десять станций вблизи города, у вулканов, на мысе Шипунском, Командорских островах непрерывно следят за землетрясениями на расстоянии до тысячи километров. С помощью специальных приборов детально изучается сейсмичность населенных районов. В диких, малодоступных местах поставлены автоматические станции для записи резких колеба-

СЕРЕДПНА АВГУСТА...

Позади две недели монтажа аппаратуры, проверки ее, распределения материалов, размещения людей, обсуждений, возмущений, соглашений и протестов.

...Город уменьшается, отброшенный кильватерными струями. Три скалы — «братья» — приветлива

Изучение мантии только начинается. Каждая новость о ней — успех. А тем более такая важная: верхняя мантия под Курильской островной дугой имеет особое строение, здесь нет в отличие от других районов слоя, в котором волны имеют пониженную скорость. Исследователи считают, что это признак интенсивного процесса выплавления вещества из глубин Земли.

И в «практике» сейсмологи не отстают: они выяснили, что участки города различаются по сейсмичности на целых два балла. Работы продолжаются, данные будут уточнены.

II