Вокруг света 1965-04, страница 29чит Коля. Его так и прозвали: камарад «Давай-давай». А в последние дни работы так стали звать всех. И вдруг тишина. Умолкли бетономешалки, не слышно моторов. Лишь из столовой то и дело долетают взрывы аплодисментов. Потом оттуда выскочили Толя Солонец и Гена Дьячков и, как были в белых рубашках и парадных брюках, кинулись готовить раствор. Они и не предполагали, что, когда начнется торжественная закладка, каждый гость захочет положить свой кирпич — кирпич, который значил очень многое для каждого из них. КИРПИЧ ТАБАНИ-АРАБА Спасибо вам, что вы здесь (Из речи полковника Табани) Его звали Табани-араб. «Араб» — это как бы почетное добавление к имени. Его удостаивался лишь тот, кто пользовался особым уважением. Он был уже немолод, этот человек в форме полковника, начальник жандармерии Кабилии. Свой кирпич он клал старательно, аккуратно подгоняя его к остальным. Быть может, это был первый кирпич, уложенный его руками с тех пор, как он взялся за оружие. Десять лет назад Табани покинул родное село и ушел в горы. Их было пятеро, и на всех лишь одно ружье. Старое. Наверное, с ним когда-то воевал против французов еще его дед или прадед. Потом из пятерых остался он один. Тяжело раненного, его захватили в плен. Почти месяц допросов и пыток — и на рассвете расстрел. В ту ночь он бежал. Опять в горы. Но и когда пришла победа, он не сложил оружия. В горах рыскали контрреволюционеры. Он воевал с ними. Отзвуки этой войны долетали до лагеря. Горы были всего в четырех километрах, и горное эхо доносило иногда треск винтовочных выстрелов и автоматные очереди. Патрули на дорогах проверяли машины. А банды свирепствовали. Переодевшись в женское платье, бандиты проникали в деревни, убивая акти-систов Фронта национального освобождения, членов местного самоуправления. То, о чем наши ребята знали лишь по учебникам истории, здесь воочию предстало перед ними. Вот она, классовая борьба. Однажды ночью в лагере увидали десятки костров, огненными бабочками взлетевших в горы. И наутро узнали: был бой. Бандитов загнали в пещеры. И всем этим руководил Табани-араб. Он не спал ночами, гоняясь по следам бандитов. Вот такой уставший, с красными от бессонницы глазами, он вновь появился в лагере. А на следующий день по радио услышали: главарь бандитов Аит Ахмед пойман. Это означало, что еще одна попытка контрреволюционеров, выступающих против революционного алжирского правительства Бен Беллы и социалистических преобразований, провалилась. (Окончание в следующем номере) ОБРУЧЕНИЕ С ДЕРЕВОМ Впереди идут музыканты. Нарумяненная, с подведенными глазами, десятилетняя «невеста» серьезна и преисполнена чувства собственного достоинства. Красочный наряд, предмет миогодневных родительских забот, и украшения, взятые напрокат у жреца, делают ее сказочной красавицей. Рядом родственники. Шествие замыкают любопытные. Торжественная процессия останавливается перед «женихом». Это дерево, с которым девочке предстоит вступить в символический брак. Сложная церемония бракосочетания начинается с жертвоприношений. Невеста кладет к корням дерева фрукты, а потом, встав на колени, кланяется своему «повелителю» и почтительно целует ствол. «Обручение с деревом» — древний народный обычай непальцев. В Непале много столетий назад жена считалась собственностью мужа. Если он умирал, вДову сжига ли на костре вместе с трупом. Но со временем этот жестокий обычай был заменен символическим ритуалом — девочек еще до замужества, в возрасте 8—15 лет, стали обручать... с деревом. Теперь в случае смерти мужа вдове не грозит гибель, так как она не только вдова, но и супруга «здравствующего» дерева. 27 |