Вокруг света 1966-05, страница 51...Но за этим взлетом начался длительный период упадка. Тому было множество причин: и борьба церкви с «богопротивными» изображениями «грешной плоти» человеческой и непрерывные нашествия врагов, разорявшие страну. Прошли века — и искусство чеканки окончательно перестало существовать. С работ средневековых мастеров лишь снимали копии, их творениями восхищались... Ираклий Очиаури. Танец «Самая». Лет пятнадцать-двадцать назад ученик Родена, выдающийся грузинский скульптор Яков Николад-зе решил возродить чеканное искусство Грузии. Осуществить эту мечту старый художник не успел, но у него были ученики — и его идея жила. В 1953 году на осеннюю выставку в Тбилиси один из них — Ираклий Очиаури — представил отчеканенный на латуни портрет своего учителя. ...«Любовью возродится» — издавна поется в народной грузинской песне. Так и произошло. Ираклий полюбил, и в день свадьбы подарил своей невесте маленький серебряный медальон. А вскоре чуть ли не весь город заговорил о чудесном произведении чеканщика. Прошло еще совсем немного времени, и различные украшения, сделанные Ираклием Очиаури, приобрели огромную популярность. Изготовленные им кольца подчас стали заменять молодоженам обручальные. Через два года к Очиаури присоединился его старый друг искусствовед-историк Гурам Габа-швили. А затем к чеканке обратились молодые скульпторы Коба Гурули и Дмитрий Кипшидзе. Чеканное искусство родилось вторично. Коба Гурули. Шота Руставеш у портрета царицы Тамары. Орнамент неизвестного мастера XII века. 4 «Вокруг света» № 5 |