Вокруг света 1966-05, страница 54«Твоя жена не пойдет за тобой туда, где не плодоносят абрикосовые деревья». Пословица народа хунза Газ в год к Гилгиту, небольшому городку на самом севере Кашмира, спускаются молчаливые горцы. Удивительны эти люди: после многокилометрового путешествия с тяжелой кладью на плечаt через горы, ущелья и каменные осыпи они выглядят свежими и бодрыми. Никто не знает языка пришельцев, но несколько фраз на одном из местных диалектов вполне достаточно для того, чтобы обменять принесенные с гор абрикосы, свощи, коврики из овечьей шерсти на самое необходимое— сочь, спички, керосин, ткани. Уложив об- ЕЩЕ РАЗ 0. мененные в Гилгите товары, они неторопливо уходят назад, в горы. Эти люди — посланцы таинственного народа хунза. Зимой 1964 года многие газеты печатали репортажи об экспедиции француза Бельвефера в страну таинственных хунза, о «народе, не знающем болезней», о «долине счастливых людей», о «стране заоблачных долгожителей». Экспедиция Бельвефера, безусловно, принесла интереснейший этнографический материал о жизни и обычаях этого /лалоизученного горного народа. Но перзое знакомство европейцев с хунза произошло еще в прошлом веке. В 1880 году майор английских колониальных войск Биддулф с небольшим отрядом проник в долину речушки Хунза, притока Инда. Здесь на высоте более двух тысяч метров он впервые встретил незнакомый народ. «С горцами невозможно объясниться ни на одном из местных наречий», — вот и все, что записал майор в своем донесении. Позже в долине побывал другой англичанин, полковник Шомбер. По его подсчетам, в горной стране жило всего около шести тысяч человек. Затем документы, подтверждавшие факт открытия неизвестного народа, были утеряны. Шли годы, и о хунза зебыли. Но вот перед началом второй мировой войны в Англии вышла книга шотландского врача Маккар-рисона о хунза. Маккаррисон прожил в горах Каракорума около пятнадцати лет. Лишь ущелье, на дне которого бушует стремительный горный поток, отделяло его от хунза. В общине, где практиковал Маккаррисон, ему довольно часто приходилось оказывать медицинскую помощь. Но хунза никогда не приглашали врача к себе, и не потому, что пользовались услугами знахарей. Просто там НИКТО и НИКОГДА не бог ел. Продолжительность жизни хунза оказалась удивительной— 120 лет! Девяностолетние мужчины как правило, бодры, полны сил и здоровья, женятся и работают наравне с молодыми. Довольно часто встречаются 130—140-летние бодрячки, а «легкая» прогулка столетнего старца — добрый десяток километров. Женщины здесь красивы и великолепно сложены, в 50—60 лет они сохраняют стройность и изящество фигуры. Образ жизни, возведенный чуть ли не в ранг религии, и свято соблюдаемый режим питания — вот что является, по мнению Маккаррисона, основой здоровья и долголетия жителей долины реки Хунза. Исследования Маккаррисона были продолжены лишь в сентябре 1963 года французской экспедицией биолога Бельвефера. Экспедиция состояла из двенадцати человек, в их числе были три врача, биолог, ботаник и этнограф. Участники экспедиции долго жили среди хунза, наблюдали их образ жизни, нравы, обычаи и язык. Они нашли «счастливую долину» совершенно не изменившейся, такой же, какой описывал ее Маккаррисон. Правда, в долине появилась школа и больница на восемь коек (кстати, врач больницы и в восторге и в отчаянии оттого, что не имеет ни одного пациента). Почти в одно время с экспедицией Бельвефера в долине Хунза побывал французский журналист Ноэль Барбер, Вот что рассказывал этот очевидец. ...Вдали от шума и суеты современного мира — «страна без полиции, без денег, без автомобилей, 52 I |