Вокруг света 1966-05, страница 55без гостиниц, без газет и радио, без тюрем». Эту страну, лежащую на высоте двух с половиной тысяч метров, защищают неприступные семитысяч-ники. Длина долины около 150 километров, ширина не более 5 километров. Долину населяет 32-тысячный народ хунза Глава этой округи носит титул «мир». Его резиденция — маленький городок Балтит с четырехтысячным населением. Мир — единственный в долине, у кого в доме есть электричество — от небольшого движка, работающего три часа в сутки, — и два «виллиса», невесть какими путями попавшие сюда. В Балтите нет гостиниц, и, как правило, редкие гости, попадающие в долину, останавливаются у самого мира. «Хозяин проводил меня в один из павильонов, расположенных среди дворцового парка, — пишет Н. Барбер. —На пороге маленького деревянного домика меня встретил слуга. Он провел меня в ванную, чтобы я смог принять душ после долгого и утомительного путешествия. Откуда здесь душ и каким образом удалось провести водопровод в этом отдаленном, горном районе? Разгадка оказалась проста. Ночью я слышал какой-то шум над головой может быть, леопард или горный баран забрался на крышу? Оказалось, слуга в полнейшей темноте поднимался по крутой лестнице на крышу дома с ведром воды, чтобы до краев наполнить «водонапорную башню»— обычную деревянную бочку. На другой день, как и все жители долины, я встал вместе с солнцем часа в четыре. В 6 часов— завтрак, затем работа в поле до трех. Отдых часов до пяти, и снова работа. В начале девятого весь городок спал. Таков вкратце распорядок дня местных жителей». Орошаемая ледниковыми водами, богатая минеральными солями, земля долины дает почти все, в чем нуждаются неприхотливые хунза. Она дает сказочные урожаи фруктов и зерна, овощей и корма для скота. Благодатные климатические условия— летом в долине жара не превышает 40 градусов, а зимой ртуть в термометре редко опускается ниже минус 10 градусов — тоже способствуют высоким урожаям. Легенды из древних индийских хроник свидетельствуют о том, что цивилизация хунза насчитывает более двух тысяч лет. Ее возникновение некоторые исследователи относят к тому времени, когда когорты Александра Македонского захватили речные долины Северной Индии. Основателями первых общин, видимо, были купцы и солдаты из армии Александра. Этнографы в общем принимают эту гипотезу, объясняющую преобладание здесь ярко выраженного европеоидного типа. По сообщениям исследователей, хунза отличаются от своих соседей более светлым оттенком кожи, среди них нередко встречаются рыжеволосые и белокурые люди с голубыми глазами. Что касается языка, то он пока не поддается классификации: специалисты называют язык хунза «лингвистическим рудиментом», считая его остатком языка древнего здешнего населения. «Однажды, — сообщает Ноэль Барбер, — я видел, как плотники ремонтировали балкон во дворце мира. Им заплатили за работу хорошим обедом. 1 О народе хунза (в этнографической литературе они известны также под именем буриши, буришки или вершики) мы писали впервые в № 8, 1964. И хотя у мира шестьдесят слуг, ни один не получает зарплаты: всех кормят, одевают, дают по наделу земли. А на земельном участке самого мира работают и слуги и соседи; за труды они также получают натурой — две трети урожая». Конечно, трудно согласиться с восторженной оценкой, данной Н. Барбером общественным отношениям в «счастливой долине». Зависимость от феодала-мира, скудное натуральное хозяйство, работа за «харчи» — эти черты замкнутого, изолированного от сегодняшнего дня феодального мирка не свидетельствуют в пользу «страны-уто-пии». Я ни разу не видел, рассказывает Барбер, какой-то особой свадебной церемонии. Замужние женщины в отличие от незамужних заплетают волосы в две косы. К сожалению, обычаи горцев запрещают им фотографироваться, и я не могу никого удивить снимком «мисс Каракорум». Когда молодой хунза встречает девушку, которая ему нравится, он прежде всего сообщает об этом своим родителям. Те, ценя его искренность и целомудрие, разговаривают с родителями девушки и, если обе стороны приходят к согласию, договариваются о свадьбе. Свадьбы справляются раз в году, в один из дней декабря, который назначит мир. До этого только в доме одного из родственников под внимательным присмотром невеста и жених могут лицезреть друг друга. Случаи измены здесь чрезвычайно редки. Если это и происходит, то по древнему обычаю сжигают дома виновных. Последний раз такой «пожар любви» был в 1934 году. Деревни хунза — их в долине около двухсот обычно состоят из пяти-шести каменных домов. Позади каждого дома разбит крошечный садик, перед домом — двор, поразительно напоминающий античный атриум (это сходство служит еще одним доказательством для сторонников эллинского про^ исхождения хунза). В домах хунза живут только в ненастные зимние месяцы, в остальное время года вся семья, включая стариков и детей, спит во дворе или на террасе. Даже зимой, когда температура воздуха падает до 15 градусов мороза, они купаются в прорубях. Вообще хунза — весьма «морозоустойчивы»; даже печурки они топят, только чтобы приготовить еду. «Как и все дети, маленькие хунза любят поиграть, но при этом я ни разу не видел детской ссоры и тем более драки. Нет сомнения, — утверждает Барбер, — что уменье владеть собой, хладнокровие, которые воспитываются с детства, — одна из основных причин долголетия хунза. Горный воздух, здоровая пища, режим и закалка, конечно, тоже важны, но прежде всего — поразительное спокойствие. Например, я заметил, что хунза почти нечувствительны к боли. Даже если ребенок упал и сильно расшибся, он не плачет. Больной ,зуб здесь боль-щая редкость (зубы хунза чистят стеблями растений), его удаляет деревенский кузнец, и при этом полагается шутить или смеяться». В стране хунза вы не встретите толстяка или толстуху. «Люди без животов», как их с завистью называют соседи, — хунза сохраняют до глубокой старости отличную форму и моложавость. «Я часто удивлялся, — рассказывает Барбер, — обилию столетних стариков и старух. Однажды, например, я разговаривал со 118-летним Хайдер Бегом, который только что перед этим спустился с гор, проделав путь километров в десять. На вид 53 |