Вокруг света 1966-06, страница 39Резная доска. XIX век. И вся эта деревянная скульптура не глубокая древность, а создания XVII—XVIII веков и даже XIX века («сидящий ангел» резчика Кирьянова); как и широко известная декоративная резьба Поволжья XVIII —XIX веков, как и фигурные скворечники Подмосковья и деревянные «гусары» и «барыни» Загорска прошлого века; как и богатейшее прикладное искусство народа — с древнейших времен до наших дней. Совершенно ясно, что дошедшие до нас произведения московской, северной и пермской школ деревянной скульптуры говорят о разнообразии и богатстве русской пластики и о неиссякаемых и устойчивых художественных традициях народного искусства. Перефразируя известные слова М. В. Ломоносова, мы можем сказать, что язык русской деревянной скульптуры заставляет вспомнить и монументальную пластику Египта и Мексики, и яркую декоративность негритянской скульптуры, и мужественную лирику греческой архаики. И все это при необычайной теплоте и человечности русского народного искусства, какой-то особенной любви даже к материалу скульптуры — дереву, воспетому в песнях. Фото на первой странице обложки и в тексте — автора. |