Вокруг света 1966-10, страница 31

Вокруг света 1966-10, страница 31

альное правительство, отбирая земли у тода, пыталось доказать, что тода — недавние поселенцы в Нилгири и не имеют права на землю. Открытие погребений, которые насчитывали минимум полторы тысячи лет и, по всей вероятности, принадлежали тода, спутало карты колониальной администрации. И тогда появилась версия, что захоронения не имеют отношения к тода. Ее высказал коллектор дистрикта Нилгири Сюлливан, а вслед за ним все те, кто вопреки научной истине старался оправдать действия колонизаторов.

Мне захотелось самой разобраться в этой запутанной проблеме. Если погребения принадлежат тода, я получила бы в свое распоряжение богатый археологический материал: он мог бы дать нить к разрешению загадки племени. Я подробно изучила богатую коллекцию находок из погребений в Нилгири, которая существует в Мадрасском государственном музее. Особенно меня заинтересовали глиняные статуэтки. В Нилгири я обследовала ряд самих погребений и, к своему огорчению, убедилась, что часть из них самым хищническим образом повреждена. По всей видимости, европейцы из Утакаманда и местные жители, привлеченные слухами о находках золота в погребениях, рыли их на свой страх и риск.

В разговорах с тода я пыталась найти какие-либо реальные факты, связанные с погребениями, и определить отношение тода к этим реликвиям древности. У противников принадлежности погребений племени тода было два основных аргумента: тода не занимаются ремеслом, изделия которого были найдены в погребениях, и у них нет устной традиции, связанной с погребениями.

Что касается ремесла, то оно могло существовать, а потом в силу ряда причин исчезнуть. Ведь исчезло же за последние сто лет среди народа парава искусство выделки браслетов из раковин священного чанка. Рядом с тода живет племя кота. Среди них мы находим ткачей, кузнецов, ювелиров и т. д. Между двумя племенами до недавнего времени существовал натуральный обмен. Тода надевают путукхули, сотканные кота, едят из горшков, сделанных кота, употребляют ножи и топоры, выкованные кота, носят украшения, сделанные кота. Причем кота делают все по специ

альному заказу, соблюдая традиционные вкусы тода. Если тода сами не делали вещи, найденные в погребениях, то почему нельзя предположить существование такого обмена в далеком прошлом?

Ну, а устная традиция? Оказывается, она тоже есть. Тода считают, что древние погребения принадлежат им. Старый Апарш как-то сказал мне, показывая на «колодец»:

— Это строила богиня Текерзши для тода.

Обилие статуэток буйволов, найденных в погребениях, свидетельствует о культе буйволов среди строителей погребений.

Т. Б. Наяр отдал на экспертизу в Британский музей нож типа секача, найденный в погребении. На нем были обнаружены следы буйволиного жира. Индийский ученый справедливо предполагает, что нож использовался в погребальной церемонии для заклания жертвенных буйволов.

Статуэтки мужчин, как правило, изображают бородатых людей, напоминающих современных тода.

Священные колокола, хранящиеся в храмах племени, похожи на те,, что найдены в погребениях.

И, наконец, оружие. Сюлливан утверждал, что тода никогда не использовали оружия, что его у них и не было. Оружие, найденное в погребениях, казалось бы, свидетельствовало против тода, но в некоторых храмах тода до сих пор хранятся древние мечи и копья.

Это только основные доказательства. Но их достаточно, чтобы считать, что древние погребения принадлежали предкам тода.

Загадка племени породила очень много предположений, гипотез, домыслов, порой самых фантастических. Тем более что сами тода теперь уже ничего не могут сказать о своем происхождении. Есть сторонники дравидийского происхождения тода. Однако дравиды — это народы земледельческой культуры, а тода — ярко выраженные скотоводы. Существует ряд резких отличий в религии и обычаях. Индийский ученый Сундарам утверждает, что во время погребальной церемонии жрец читает книгу на языке пали. И следовательно, тода — арии. Но никаких книг у тода нет. А функции жреца на погребальной церемонии строго ограничены: это забивание жертвенных буйволов. Есть гипотеза, что тода пришли в Индию из древней

Палестины, другие считают, что они потомки шумерийских и римских торговцев, третьи, что это скандинавы и кельты, четвертые, что у тода — связи с Кавказом. Но, к сожалению, все эти теории и гипотезы не имеют солидных доказательств. Тайну племени поможет разгадать тщательное изучение трех источников: быта и обычаев тода, их древнего языка и археологического материала — вероятно, особую ценность для археологов представят раскопки мегалитических захоронений в долине Аманодр, где находится, по верованиям тода, «страна мертвых».

Работая в Мадрасском музее, я заметила, что оружие, а именно мечи, найденные в погребениях тода, напоминают мечи из скифских курганов. Глиняные статуэтки скифов похожи на статуэтки тода. Головные уборы на фигурках мужчин сходны со скифскими башлыками. В погребениях тода найдены статуэтки лошадей со всадниками. Но самой интересной, с моей точки зрения, находкой являются фигурки вооруженных всадниц с мечами и щитами л руках. Когда я их увидела, то вспомнила о сарматских погребениях, где похоронены вооруженные женщины. Фигурки буйволов найдены и в наших скифских курганах. Хижины тода напоминают кибитки кочевников-скифов. Есть сходство и в некоторых элементах религии скифов и тода. Известно, что осетины — прямые потомки скифов-аланов. В их языке есть некоторые слова, близкие по звучанию к словам языка тода. Но все это пока только предположения и наметки, требующие тщательной проверки и кропотливой работы. Не исключена возможность, что и эти предположения пополнят собой ряд недоказанных гипотез.

А так ли уж важно биться над загадкой племени тода: всего 840 человек, особого места в современном мире они не занимают и т. д.? Дело в том, что с тода связан ряд других серьезных проблем. Это прежде всего проблема заселения Индии. В этой проблеме тоже много теорий и гипотез и мало доказательств. Может быть, происхождение маленького, но удивительно самобытного племени окажется одной из ниточек, которые поведут к решению еще одной загадки истории — загадки происхождения дравидийских народов.

29