Вокруг света 1966-10, страница 30

Вокруг света 1966-10, страница 30

со стр. 26 т

— Стань хорошим человеком, — повторили все.

— Будешь богатым, — продолжал жрец. — Молись в этом храме. Делай добро людям.

— ...Добро людям, — многоголосо отозвалось в горах.

У многих племен, вошедших в контакт с внешним миром, постепенно изменяется и нарушается, я бы сказала, ритуальная сторона их жизни. У тода, по крайней мере на протяжении последних 150 лет, сохранились все тонкости церемоний почти в неприкосновенности. Перед моей первой поездкой в Нилгири, прочитав объемистый труд «Тода» английского антрополога Риверса, изданный в 1906 году, я позавидовала его автору, которому удалось наблюдать необычные церемонии. Я и не надеялась, что через полвека увижу хоть что-ни-будь подобное. Но жизнь иногда идет странными путями. Когда я приехала к тода, я перестала завидовать английскому ученому. Я сама оказалась свидетелем интересных церемоний, дошедших до наших дней.

Тайна племени тода

Не надо быть очень наблюдательным, чтобы заметить ту разницу, которая существует между тода и основным населением Южной Индии — дравидами. Тода — высокие, хорошо сложенные люди с относительно светлой кожей. Носы у них — прямые, неширокие, похожие на европейские, а большие глаза нередко имеют светло-карий или зеленоватый цвет. Все это резко отличает тода от низкорослых и темнокожих дравидов. С момента открытия тода естественно возник вопрос: кто они, откуда? Какое течение человеческой истории занесло это племя на дравидийский юг? Но не только физический облик отличает тода от остального населения. Их обычаи, традиции и, наконец, религия, пожалуй, являются уникальными для Индии. Жилище и одежда тода не находят себе параллелей ни на севере, ни на юге страны. Особый интерес представляет и язык племени. Сейчас он утратил свою первоначальную чистоту. Тода говорят и понимают по-тамильски, некоторые знают малая-лам и каннара. Находясь в точке соприкосновения трех национальных районов и постоянно вступая

в контакт с их населением, племя, естественно, приняло в свой язык многое от соседей. Но древний особый язык тода существовал и еще частично сохранен.

Миссионер из Базельской миссии преподобный Шмид пытался составить грамматику языка тода. Он знал хорошо дравидийские языки. И тем не менее миссионер вынужден был признать: «Приблизительно треть слов из диалекта тода я не могу отнести ни к одному из языков, с которыми знаком».

Капитан колониальной армии Аутчерлони, составивший в 1847 году географическое описание Нилгири, отмечал: «Язык тода имеет уникальный акцент и странный оригинальный стиль. По-видимому, у него нет аналогии ни с одним из разговорных языков, используемых туземцами Южной Индии».

Внимательно изучавший тода английский этнограф Риверс писал, что тода говорят на «тайном языке», непонятном дравидам.

Когда я приехала в Нилгири, я тоже заинтересовалась этим «тайным языком». В обычном разговоре тода употребляли много тамильских слов, и их можно было без труда понимать. Но однажды я услышала, как из храма доносился какой-то странный речитатив. Необычные слова этого речитатива были мне не знакомы даже по своей конструкции. В них было много шипящих в самых неожиданных сочетаниях.

На следующий день я спросила, на каком языке говорил в храме жрец.

— На древнем языке тода, — ответил старик Нельдоди.

— А ты знаешь этот язык? — поинтересовалась я.

— Немного.

— Можешь повторить, что говорил жрец?

— Конечно, могу. Я тоже был жрецом.

И я снова услышала странную музыку древнего языка.

— О чем ты говорил, Нельдоди?

— О том, чтобы Текерзши послала благополучие тода и их буйволам.

— А подробнее? Переведи каждую фразу.

— Я не помню, амма, — печально сказал Нельдоди. — Мы забываем наш язык. Он живет только в наших молитвах и легендах. А многие из нас уже не помнят слов языка тода.

Современный язык тода клас

сифицируют как дравидийский. Это сделал в свое время английский лингвист Колдуэлл, а вслед за ним его американский коллега Эмено. Возможно, для такой классификации есть свои основания — слишком «одравидизиро-вался» в последнее время язык племени. Ну, а древний язык тода тем не менее еще существует. Его изучение поможет пролить овет на загадку тода.

У тода не было и нет письменности. Поэтому ученые оказались лишены такого ценного материала, как эпиграфика. Но в середине XIX- века на территории расселения племени были обнаружены древние погребения. Погребения принадлежали к мегалитическому 1 типу. Они не были чем-то необычным для Южной Индии. Мегалитические погребения распространены в Тамилнаде, Майсуре, Андхре и частично в Керале. Наиболее поздние из них датируются I—V веками нашей эры. Капитан артиллерии Конгрив, человек эрудированный и разносторонне образованный, на досуге решил провести раскопки этих погребений. Вслед за ним копал эти захоронения комиссар Нилгири Брике. Результаты оказались самыми неожиданными. Прежде всего погребения отличались по форме от погребений в долине. Они были обнесены циклической стеной; сложенной из неотесанных камней, и напоминали колодцы. В погребениях нашли глиняную посуду, украшения, оружие — все это отличалось от содержимого мегалитических погребений долин Южной Индии. Но наиболее удивительной находкой оказались необычной формы урны с обгоревшими человеческими костями, крышки которых были украшены статуэтками из обожженной глины. Статуэтки изображали животных и людей. И тогда встал вопрос: кому принадлежат эти погребения? Казалось бы естественным начать искать связь этих погребений с племенем тода. К чести обоих любителей-археологов следует сказать, что оба они заявили о том, что погребения принадлежат тода. Много лет спустя эту же точку зрения высказали индийские ученые Т. Б. Наяр и Д. Н. Дас.

Однако в то время вопрос о древних погребениях оказался вопросом политическим. Колони

1 Мегалит — так называемая культура «больших камней».

28

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Кто такой мящейся человек?

Близкие к этой страницы