Вокруг света 1966-11, страница 27.все питаромуH<<Zs {/С ДЖЕЙН С. ГУДЕЙЛ Фото ЭНН ЧОУНИНГ Не ■ "л |есколько дней я объедалась всякими вкусными вещами, приготовленными из самого свежего мяса: в воскресенье — тушеная летучая мышь, в понедельник и в среду — жареный угорь, а в четверг — печеная змея. Но сегодня, увы, опять наступила пора консервов. Что и говорить, приятное было время...» Я читала письмо Энн Чоунинг, а передо мной стояла банка солонины, которую я как раз собиралась вскрыть к обеду. Можно понять, как я завидовала Энн. Я тоже ничего не имела бы против тушеной летучей мыши или жареного угря — я их как-то пробовала, и они оказались вполне сносными. Но нет ничего лучше, так утверждала Энн, чем кусочек свеженького молодого питона, в меру зажаренного в коре или листьях. Его мясо напоминает мясо ящерицы, которое, в свою очередь, напоминает цыпленка. Однако для аборигенов Новой Британии, среди которых я прожила 13 месяцев, змея, к сожалению, табу. Мой повар наотрез отказался готовить питона, и мне так и не удалось его попробовать. У жителей деревни, где жила Энн — это всего в десяти милях от моей деревни, — был свой собственный длинный список табу, но змей там считали вполне съедобными. ...Однако прежде всего мне, наверное, надо рассказать, как мы вообще оказались в этом затерянном и почти совсем не изученном уголке Земли. Энн и я — этнографы. В данном случае объектом нашего исследования были каулонги и сенг-сенги, живущие в юго-западном районе Новой Британии — Пас-сисмануа. Путь наш лежал из Кандриа-на — селения на берегу моря — и вился немыслимыми тропами в глубь острова целых тридцать миль. В Кандриане мы наняли 35 носильщиков. По мере того как мы проходили мимо деревень, носильщики по собственной инициативе менялись, а так как они к тому же шли каждый своим маршрутом, то мы вскоре почти совсем потеряли их из виду. Тем не менее на нашем сборном пункте все, кроме зонтика, оказалось на месте. Да и зонтик вскоре нашелся, просто по ошибке он отправился не в ту деревню. Теперь нам с Энн приходилось расставаться: ей в Ду-лаго, мне в Умби. В Ду-лаго живут сенгсенги, а в Умби — каулонги. Говорить, однако, что лю ди живут в этих деревнях — значит тратить слова попусту. Большую часть своего времени они предпочитают проводить в окрестных лесах. Там они охотятся, спят в маленьких хижинах, выращивают таро, маниоку, табак, сахарный тростник. Только в особых случаях — главным образом когда приезжают представители власти — собираются они в деревнях, построенных по официальным приказам. Каждая семья живет в отдельном доме; а кроме того, для хо* лостяков существует «мужской дом». По последним подсчетам, в Умби — самой большой деревне этого района — в дюжине домов живет 78 человек; в Дула- о. Манус t \ я . аНовая Бугенвиль Британия S д V,. Р A J\ J\ 0 & О м О Р 1 |