Вокруг света 1967-09, страница 41

Вокруг света 1967-09, страница 41

КОНСЕРВАТОРИЯ.

В сущности, очень легко завоевать недоверчивые сердца одесситов, сказав что-нибудь приятное об их городе.

Бульвар в Одессе один. Но настоящий одессит обязательно скажет: бульвары! Почему? Все просто, как правда. В Париже есть Большие бульвары, так почему же не быть бульварам в Одессе?

В этом большом южнорусском городе есть нечто такое, что выделяет его из всех южнорусских городов. Прежде всего необычна сама история города. Он возник на месте древнегреческого поселения Одессос. Потом на побережье высадились турки и построили город Хаджибей и крепость, которую не раз успешно осаждали запорожские казаки. Когда в конце восемнадцатого века город окончательно перешел в наши руки и был назван Одессой, его населяли потомки запорожских казаков, итальянцы, англичане, албанцы, греки, евреи и турки.

В 1803 году градоначальником Одессы был назначен герцог Ришелье. Покинув Францию, герцог тосковал по ней и ненавидел ее. Он начал строить город, который мог бы затмить Париж. Приморская часть города — с перекидными мостами над крутыми, мощенными булыжником спусками, глухие, почерневшие от времени стены домов, увитые плющом, — похожа на сказочный город Грина Зурбаган. Схожесть не случайная. Грин писал свой город с Одессы...

Умеренный роялист, приверженец конституционной монархии Арман-Эммануэль Дюплесси Ришелье эмигрировал из революционной Франции и вложил свою душу в город, который стал одним из очагов революции на юге России. Еще один парадокс человеческой истории. Через сто шестнадцать лет соотечественники герцога восстали на кораблях французской эскадры и корабли покинули одесский рейд, положив начало распаду интервенции. Герцога одесситы ласково и фамильярно называли просто «дюк». На том месте, с которого начал застраиваться город, поставлен памятник. Дюк стоит лицом к морю, и от его ног начинается та самая широкая лестница с двумя тысячами ступеней. Когда в 1815 году Ришелье вернулся во Францию и занял пост министра иностранных дел, одесситы говорили:

— Французскому королю не хватает французов — ему понадобился на пост министра одессит!

К своему столетнему юбилею Одесса была четвертым городом Российской империи после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы. Со всех российских губерний в Одессу устремились предприимчивые и смелые люди. Город стал второй родиной для многих англичан, итальянцев, французов, для всех тех, кому не хватило места там, где они родились. Всем им город обязан неповторимым языковым и бытовым своеобразием, своеобразием своих домов, улиц, площадей, своей непохожестью на все другие города мира.

С бульвара казалось, что портовые краны поднимались прямо из воды. Краны загораживали освещенное огнями море. Вращающийся фонарь берегового маяка выплескивал свет, и за волноломом море вспыхивало сполохами, отодвигая на