Вокруг света 1969-08, страница 8

Вокруг света 1969-08, страница 8

1 ноября его вывезли из лагеря вместе с Сесаром Бургильосом, Онтавио Ромеро, а также другими товарищами, личность которых не удалось установить. Под усиленной охраной военной полиции их повезли по дороге в Каньо Крус. По прибытии на место арестованным приказали рыть себе могилы. Сесар Бургильос и Донато Кармо-на отказались. Кармона, обращаясь к лейтенанту Сармьенто, сказал: «Мою могилу пусть роют те, кто меня убивает».

Донато Кармона — старый профсоюзный лидер. Когда его расстреляли, ему было 58 лет. По профессии каменщик, он с 1936 года участвовал в профсоюзной борьбе. Около 30 лет был членом Компартии Венесуэлы и членом ее Центрального Комитета, играл выдающуюся роль в подпольной борьбе против режима Бетанкура. Его связывали с нами тесные узы дружбы и товарищества. Очень многим из нас он помогал найти тайные убежища в период правления Переса Хименеса. Он был простым тружеником и преданным коммунистом.

21 декабря. Новое обстоятельство остановило работу в туннеле. Два дня назад судебный исполнитель наложил эмбарго на все имущество в лавке Симона, который вовремя не заплатил за аренду помещения.

Мы понимаем, что в партийной кассе очень мало денег, и ждем, что будет предпринято.

27 декабря. Наконец товарищи достали нужную сумму, и Симон возобновил контракт с хозяином помещения. Работа в туннеле продолжается. Побег придется перенести. Подождем до февраля. Еще один Новый год встретим в камере.

29 декабря 1965 года. Хосе Филипе, Нельсон и Симон, кажется, подготовили нам сюрприз к Новому году. Осталось пройти еще 25 метров. Похоже, что к концу января мы будем на свободе!

3 января 1966 года. Нельсон выбрался наверх, чтобы поесть. Было 11.45 утра. Его ждал Симон.

— Смотри-ка, это я вижу здесь впервые.

Через приоткрытую дверь гаража были видны четверо солдат, простукивающих асфальтовое покрытие улицы тяжелым деревянным брусом. К одиннадцати часам охрана крепости, была удвоена. Напротив лавки остановилась полицейская машина, из которой выпрыгивали солдаты.

— Надо уничтожить все следы, — сказал Симон Нельсону. — Я пойду посмотрю, что там происходит.

Симон пошел в лавку, а Нельсон и новый помощник Макс стали тщательно закрывать вход в туннель и мыть пол.

Напряжение на улице не спадало. Соседи, привыкшие не удивляться обыскам, догадывались, что сегодня происходит что-то необычное. На сторожевых вышках, где обычно стояло по одному часовому, теперь торчало по нескольку касок. Каждые пять минут по улицам проходили вооруженные патрули.

Возвратился взволнованный Симон: «Солдаты говорят, что обнаружили какой-то туннель и что сейчас начнут повальный обыск. Видимо, делу конец».

— Давай подождем немного, а потом мы с Максом уйдем,— предлагает Нельсон.

В лавку входит соседка и сообщает, что полиция начала обыски в ближайших домах. Квартал занят войсками. Никому не разрешают ни входить, ни выходить.

В 10.10 группа военных входит в лавку Симона. Часть солдат сразу проходит в гараж, другие осматривают помещение лавки. Они начинают простукивать каждый квадратный метр пола.

Симон как ни в чем не бывало предлагает солдатам прохладительные напитки. Нельсон стоит у бара с бутылкой кока-колы в руке, а Макс печатает что-то на машинке.

В 19.50 Нельсон выходит из лавки и идет по улице Амаку-ро. Его останавливает солдат и требует удостоверение личности.

Нельсон спокойно протягивает документ.

В 20.30 солдаты возвращаются в казармы.

4 января. В нашем секторе тоже был тщательный обыск. Сначала в 9 часов утра. Искали не бумаги, не оружие — искали туннель.

Особенно тщательно осматривали камеру Теодоро Петко-ва и мою. Простукивали каждый сантиметр, изучали каждую трещину. Затем опять вернулись в час дня. На этот раз с ними был заместитель начальника крепости. Вся процедура осмотра повторилась с начала до конца.

В 18.30 — новый обыск. Нам стало ясно, что у полиции есть какие-то сведения и они их про: веряют.

5 января. Сегодня целый день продолжались обыски. Солдаты переворачивали кровати, стулья, простукивали пол, стены, потолок, прикладывали ухо к полу, пытаясь различить подозрительный шум.

13 января. Постоянные обыски и аресты подтверждают предположение, что полиция знает о туннеле и ищет его. Необходимо проверить все звенья нашей работы. Посмотреть, не совершили ли мы какой-нибудь ошибки, и отложить работу до тех пор, пока не прекратятся обыски.

14 января. Лавка Симона открыта и продолжает нормально работать. Но Нельсон и Макс пока не спускаются в туннель. Симон предполагает, что СИФА хочет поймать их в ловушку.

28 января. Товарищи нам сообщают, что в тюрьме «Модело» и на острове Такаригуа тоже повальные обыски. Ищут туннель. Это приятная новость. Это значит, что точных данных о туннеле у СИФА нет.

3 февраля. Симон устроил в своей лавке небольшой праздник, чтобы прозондировать поч,-ву. На вечеринку приглашена офицеры крепости. Ром, виски, ликер лились рекой. Капитан Рада сидел точно над входом в туннель. «Прием» прошел на славу. На следующей неделе работы возобновятся.

17 февраля. У Нельсона новый помощник. Он каменщик и старый член партии. Туннель медленно, но верно продвигается вперед.

20 февраля. У нас установилась надежная «телефонная» связь с сектором Ф-1: мы используем небольшую трубу для стока воды. Она «работает» каждый вечер с 7 до 8.

1 апреля. Почти ничего не ем для того, чтобы похудеть. Туннель будет очень тесным. Когда я прибыл сюда, то весил 92 килограмма. Сейчас во мне 70. Не зря, конечно, Хосе Филипе рекомендует нам делать зарядку и тренироваться, ползая по-пластунски. Но это мы не можем себе позволить. Что бы подумали охранники, если бы увидели нас ползающими по полу!

16 апреля. Получили «поч-товку» о том, что строительство туннеля подходит к концу, осталось всего несколько метров. Все будет закончено через

6