Вокруг света 1969-11, страница 53темноте кривыми пятнами маячили полуразвалившиеся погреба и избы. Отдышался Короленко только в доме своего доброго хозяина, местного учителя. До-поздна тот рассказывал любознательному гостю о людях Уральской земли. А потом спросил у Короленко, слыхал ли он о Бе-ловодии. Если гость интересуется казачьими поверьями и обычаями, если ради них из Петербурга приехал на Урал-реку, должен был бы знать... Но Короленко о Беловодии не слыхал. И вот что рассказал ему учитель. Среди уральских казаков много старообрядцев разных сект. Но особенно интересны, многочисленны «никудышники». Полагают они, что настоящих священников уже нету. Настоящие должны быть чистыми людьми, учение принявшими от апостолов, а где их возьмешь? Вот и живут никудышники без всякой церкви, ждут своего часа, есть в них мечта о честной Земле, о настоящей вере. И особенно популярна среди никудышников легенда о царстве Беловодии. Будто находится оно где-то на краю света и есть в нем сорок российских церквей, и царь в той Беловодии справедливый, и нравы добрые, и жизнь привольная. За эти мечты находятся никудышники в немилости, подсылают к ним миссионеров, особых смутьянов в Сибирь отправляют, Помнят власти, что именно отсюда пошла пугачевская «зараза», были предки этих самых никудышников наивернейшими помощниками Емельяна Пугачева. Потому никудышники таятся, молчат, с незнакомыми людьми своими мечтами не делятся. — И откуда возникла эта легенда о Беловодии? — спросил писатель. — Говорят, жил когда-то инок в Топ-озерской обители по имени Марк. Много этот инок странствовал со своими двумя товарищами. И прошел он по Сибири, пересек пустыню Гоби (казаки ее зовут Губарь) и добрался до Опоньского царства, то есть до Японии. И нашел где-то на Востоке справедливую страну Бе-ловодию. — Погодите-ка, — перебил учителя Короленко. — Пишет он о царстве апостола Фомы? — Да. — А знаете, кто еще писал об этом царстве? — Кто? — Марко Поло. Конечно же, Марко Поло. Шел он на Восток с двумя товарищами. — Кто знает, — согласился учитель. — Но могла ли дожить легенда до наших дней? С тринадцатого века? — Книгу о венецианце могли прочесть лишь сто лет назад. И перетолковать. Ну продолжайте, продолжайте. — И вот, совсем недавно, лет десять назад, объявился в наших краях некий человек Аркадий. Говорит, что побывал в самой Беловодии. Правда, точных географических координат ее не указывает, скрывает. И говорит о ней туманно. Но волнение поднялось среди казаков изрядное. Живет в них наивная, но глубокая вера в справедливость. И решили они отправить экспедицию на поиски страны Беловодии. И случилось это в 1898 году. Экспедиция состоялась — трое казаков объехали чуть ли не всю землю. Вернулись домой через Сибирь. — Быть не может, — поразился Короленко. Его, писателя, не могла не удивить эта история. — Ну, если бы вы сказали мне, что случилось такое двести лет назад. Но сегодня! Они же газеты читают, наверное. Знают, что весь мир следит за походами Нансена, волнуется за судьбу воздушного шара Андрэ, улетевшего к полюсу. Знают о Семено-ве-Тян-Шанском, о Пржевальском. — В наших краях до сих пор мы во многом живем по законам трехсотлетней давности. Народ здесь недоверчивый, извечно с царем и церковью не в ладах и поверит, если только своими глазами все осмотрит. Да что далеко ходить, в нашем поселке один из этой троицы живет. Хохлов его фамилия. Хотите познакомиться? ...Ждали казака в беседке, в саду. Кусты раздвинулись, в беседку вошел человек средних лет с густо загорелым лицом и умными черными глазами. Был он в сером пиджаке, в фуражке с малиновым околышем, цветом Уральского казачьего войска. Казак обвел Короленко и учителя внимательным взглядом и спросил сдержанно: — Что надо? Пришлось чуть ли не час уламывать хитрого и осторожного казака, говорить, что писатель не миссионер, не сыщик, не подос ланный. И даже вера его не интересует казачья — одно хочется узнать: как же три казака, .ранее далеко не путешествовавшие, смогли совершить такое удивительное странствие? Хохлов смягчился. Больше того, принес потом писателю свой дневник — толстую тетрадь, исписанную полууставом, видавшую виды. В ней путешествие было день за днем записано, хоть и не очень грамотно, но настолько своеобразно, живо, что Короленко уговорил казака доверить ему свой труд, отвез в Петербург, показал географам, и в результате необычная книжка увидела в 1903 году свет: стала она XXVIII томом Записок Русского географического общества наряду с отчетами о крупнейших экспедициях и открытиях, совершаемых географами, мореплавателями. Может быть, она уступает другим трудам того же заслуженного общества и в научности изложения и важности поставленной цели, но русские ученые напечатали ее не случайно — поход трех казаков на поиски сказочной Беловодии — последний поход русских землепроходцев (так пишет о них Короленко) и, как это ни удивительно, самый дальний из таких походов. «Все путешествие казаков при незнании языков и без всяких пособий в виде карт или географических сочинений представляет психологически настоящий подвиг с целью критической проверки невежественных сказаний...» — отмечал потом писатель. В 1898 году в Кирсановском поселке составился съезд. Порешили на нем отправить депутацию из трех человек на отыскание Беловодья. Собрали казаки по кРУгу две с половиной тысячи рублей, да жители города Уральска еще сто рублей от себя добавили. Действительный студент Логашкин прошения должные безвозмездно выправил, и выдали казакам Хохлову, Максимы-чеву да Барышникову в областном правлении три билета до Одессы. Обещали казаки на все страны, какие встретятся, смотреть строго, розыск вести. В Одессе взошли на пароход «Царь». Казаки забрались в каюту третьего класса — и тут дождь полил, пароход принялся с борта на борт переваливаться. на стр. 61 ► 51 |