Вокруг света 1970-04, страница 33

Вокруг света 1970-04, страница 33

ловецкие суда. «Камилла» движется к ним, и «Муссон» посылает им штормовое предупреждение: «...Ураган «Камилла» координаты 42 северной зпт 56 западной движется северо-востоку скоростью 35 узлов зпт максимальный ветер 55 узлов...»

У человека, который в первый раз видит синоптическую карту, она вызывает целую гамму переживаний.

Вначале на карте видишь только завихрения кривых линий, значки, цифры, стрелки, пунктиры, и больше ничего. Отвлеченная схема, которая никак не отражает того, что несколько часов назад ты пережил в океане. Вглядываясь в эту сухую схему, постепенно различаешь тускло обозначенные береговые линии, едва проявившиеся. Их немного. Все остальное пространство — океан.

Метеорологические станции покрывают сушу Земли довольно густой сетью, а в океане до сегодняшнего дня еще много «белых» пятен, не «охваченных» метеослужбой. Однако именно в океане формируются циклоны, оказывающие влияние на жизнь материков, на климат. Циклоны возникают в тропиках, где встречаются холодные потоки, идущие от полярных зон, и теплые ветры, дующие с экватора. Чтобы организовать всесторонние исследования, точнее знать, как возникают и развиваются циклоны, Всемирная метеорологическая организация обратилась к правительствам всех стран с предложением принять в этих исследованиях участие. И вот наши суда погоды вышли в океан. Два из них — «Муссон» и «Пассат» — работают в одном квадрате.

Вот он на карте, этот квадрат. Как и всякую другую, ее пересекают четкие, строгие линии

долгот и широт. Их привычная сетка, как и береговые контуры, помогает узнать тебе в этом листе и остальное, пока остававшееся непонятным. Жирные лекальные линии как бы оживают, начинают перемещаться, и перед твоими глазами зказывается словно действующий макет океанских стихий. Цифры уже не просто метеорологические данные о давлении и силе ветра. Они становятся материальными: физически ощущаешь невыносимую тропическую жару, влажность и накатывающиеся откуда-то из темноты огромные водяные валы.

Один из знаков с уже знакомыми тебе цифрами особенно привлекает внимание. Это же «Муссон» в заданном районе. А цифры — это сведения, что посылает он, |<ак бы с рук на руки «передавая» ураган другому судну погоды, что ждет своего часа на своем месте. Суда в океане как бы связаны в единую цепочку, которая не выпускает циклоны из поля зрения, пока они угрожают кому-либо.

Вот у контурных очертаний Бермудских островов завихрения урагана «Дебби», повернувшего в сторону намного южнее нашего квадрата; там за ним тоже следит судно погоды.

И пока все корабли в океане, получив штормовое предупреждение, пытаются укрыться в бухте или проскочить опасную зону, суда погоды идут навстречу опасности, чтобы отвести беду от сотен других. Они изучают развитие урагана, силу ветра, скорость и, главное, помогают определить его направление. Зная направление, можно предупредить корабли от столкновения с ураганом.

Через два дня «Камилла» умчалась далеко на северо-восток. Океан все еще не может успо

коиться. Небо прояснилось, но осталась тяжелая зыбь.

Получили радиограмму: «Капитану «Муссона». Полученные от вас сводки были особенно важны в прошедшие несколько дней. Мы благодарим вас за отличное сотрудничество. Бюро погоды, Вашингтон».

Через несколько дней «Мус-оон» вышел на поиски буя. Локатор молчит. Судно идет по течению Гольфстрим, но вдруг температура воды падает. Это было неожиданностью. Как будто Гольфстрим исчез. Испахали весь район, но буя нет, а температура воды не повысилась. Сильные северные ветры сносят судно к югу. Предположили, что под воздействием северных и северо-восточных ветров Гольфстрим изменил направление, и «Муссон» круто повернул на юг. Поиски продолжались до позднего вечера, но локатор молчал.

В четыре утра начальника экспедиции Юрия Владимировича Истошина будит телефонный звонок. Поднявшись на мостик, он видит справа по борту перевернутый буй. «Муссон» лег в дрейф.

Поднимают "буй очень осторожно. У основания стальной трос срезало, как ножом. Буй перевернулся, антенна оказалась под водой, и потому молчал локатор. Датчики висят на изодранных, измочаленных нитях оставшегося троса. Для страховки трос крепится дополнительно на стальных оттяжках. Они-то и удержали приборы.

Вмерте с Гольфстримом, который «прогнулся» под влиянием ветров и сделал большую и глубокую полупетлю, буй продрейфовал несколько десятков миль.

Основная задача судна погоды — циклоны. А они не заставляют себя ждать. С юга на квадрат «Муссона» уже надвигался ураган «Герда».

ПРОЕКТ «ОМЕГА»

Н аша планета — этот гигантский магнит — создает бокруг с;ебя магнитное поле, силовые линии которого идут с севера на юг, словно невидимые гигантские висячие мосты связывая северное и южное полушария. И там, где эти мосты «опираются» на землю, одновременно происходят одинаковые электромагнитные явления, которые мы иногда наблюдаем как полярные сияния.

В журнале «Вокруг света» (№ 3, 1966 г.) уже было сообщение о совместных советско-фран-цузских исследованиях магнитного поля планеты, проводящихся одновременно в Архангельской области и... на острове Кергелен в Индийском океане — на двух опорах одного из «магнитных мостов» Земли.

Новый, намеченный на весну 1970 года цикл совместного исследования, который будет носить название «Омега», целью своей

ставит изучение так называемых энергичных электронов, вторгающихся в плотные слои атмосферы и рождающих полярные сияния. Согласно программе проекта в Архангельской области и с острова Кергелен одновременно поднимутся аэростаты с советской и французской аппаратурой. В ходе исследования будет установлена двусторонняя прямая связь Кергелен — Париж — Москва — Архангельская область.