Вокруг света 1970-11, страница 30

Вокруг света 1970-11, страница 30

ДЕБЮТ «КРОТА

в сущности, в ту же самую пустыню, какой она была века.

— Они сказали... — Анна повторил, что сказали они, слово в слово, как, наверное, повторял уже не раз. — Они сказали, что соленая вода, если пустить ее под стеклом, будет испаряться, оседать на стекле уже пресной и потом стекать по желобу... «Стекать туда, где ее никогда не было...» И воды будет много. Очень много!

— А стекла. Что стекла... — сказал он. — Туда верблюды заходят... Пришлось колючей проволокой огородить все. И то следить надо. Если верблюд хочет пить и чует воду — придет за десять километров. Шкуру в кровь порвет о проволоку, а все равно прорвется... Вода зовет.

Он пил чай и опять усмехнулся.

— Ты что, Анна?

— Да вспомнил... Кандидат рассказывал. Со станции тоже. Сидит он как-то, слышит: стекло звенит. Вышел, говорит, смотрю, стоит на станции старик чабан, палкой стекло ворошит в песке, а стекло уже разбито. Стоит, головой качает... Ты что, говорю, делаешь, отец? Зачем разбил? Не бил, говорит, я. Я потрогал... Тихо потрогал — не бьется. Простое стекло, а не бьется! Обман, говорит... Стукнул сильней — опять ничего. Изо всех сил стукнул... Не очень крепко делаешь, говорит.

Аман засмеялся восхищенно, а Анна не смеялся.

— Ну что? Поехали? — сказал.

Опять плескалась за нашими спинами вода. Садилось солнце. Опять мы выскакивали из кабины и ломали саксаул, и я облизывал потом на руках кровь. Когда недолго сидели в кабине, я думал о том, что мы везем всего тысячу восемьсот литров воды. Это только людям: пастухам и тем, что на станции. А станция уже дает три тысячи литров в день... Пить, конечно, лучше воду из Бахардена. Поэтому мы и везем ее.

Но уже темнело, и никто из нас троих не знал, доедем ли мы со своей водой сегодня или нам придется ночевать в песках. Хорошо еще, у нас есть заяц... Мы не пропадем. Молодец Аман! И хорошо, что Анна еще в Бахар-дене дал мне телогрейку... Без нее в Каракумах в апреле я замерз бы насмерть.

луЭто будет стальной крот, которого не остановят ни самые твердые горные породы, ни сильнейший подземный жар. Он будет вгрызаться в толщу земли все глубже, пока я его не остановлю». Желание узнать, что находится у нас под ногами, в глубинах земли, с давних пор волнует человека. И пока твердых знаний было мало, люди фантазировали. Придумывали они и фантастические средства для того, чтобы проникнуть в глубь планеты. Стальной «крот» «в повести Григория Адамова лишь одно из них. На нем герои повести отправляются под землю, чтобы добыть нашей стране новый вид энергии. Конечно же, их машина может «все». Она проходит, повинуясь человеку, через любые породы, через жар и холод, покорно слушается его приказов и надежно защищает находящийся внутри экипаж.

Машина, что создана не воображением фантаста, а недавно родилась в Институте горного дела Сибирского отделения АН СССР, пока еще может далеко не «все». Но первые ее шаги открывают перспективы, может быть, не менее увлекательные, чем судьба ее фантастических прообразов.

Прокладка нефтепровода — дело чрезвычайно трудоемкое и сложное на всех стадиях — начиная от разведочных работ и кончая укладкой труб. И вот представьте себе — почти ничего этого не нужно. Под землей, под корнями деревьев, под руслами рек пройдет веретенообразное стальное «существо». Выроет узкий ход, расширит, уплотнит его стенки (если породы будут подходящими, конечно). И потечет нефть. Не нужно ни множества разных машин, ни самих труб...

«Крот» — предельно простое сооружение. В нем всего четыре основных детали, а это делает

его надежным и безотказным в работе.

«Еще до официального дебюта пневмопробойная ракета советского производства стала гвоздем выставки... Вчера проходила демонстрация ракеты, и мы увидели, на что она способна... Строительные эксперты были поражены», — писала в прошлом году западногерманская газета «Ган-новерише Пресс».

Замечательный снаряд, способный двигаться под землей, оставляя за собой скважину с гладкими плотными стенками, действительно похож не только на крота, но и на ракету: подобно ракете, он сам порождает движущие его силы, и, подобно кроту, он своим корпусом раздвигает землю.

Впрочем, оба эти сравнения, как и все сравнения вообще, не вполне точны. Ракета движется вперед, отбрасывая назад струю раскаленных газов, и поэтому не нуждается в опоре извне; «кроту» же такая опора необходима, ею служат стенки скважины. Настоящий живой крот сначала лапами рыхлит землю, а затем уплотняет ее туловищем; «подземная ракета» просто сама себя забивает в землю.

Создатели «крота» совершенствуют его конструкцию, и надо полагать, что мы станем свидетелями того, как эта чудесная машина станет рыть туннели и нефтепроводы. Об этом, во всяком случае, говорилось на ученом совете Института геологии и геофизики Сибирского отделения АН СССР и Института горного дела. Но для этого машину надо «научить» еще уплотнять грунт, изменять направление движения, проходить самостоятельно большие отрезки подземной трассы по команде с Земли. А пока она успешно пробивает туннели под домами, дорогами и другими сооружениями, бурит скважины.

В. ЖВИРБЛИС

27

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Подземная ракета
  2. Потрогать ужа

Близкие к этой страницы