Вокруг света 1970-11, страница 38Так прошло открытие этой выставки. А затем экспонаты возвратятся на свои места — в частные собрания, в коллекции других музеев. Или просто на свое привычное место в хате. И никого не смущает, что под этим «экспонатом» была прикреплена бирка: «Заслуженный мастер народного творчества Ю. И. Корпанюк. Колодка для отбивки косы». Сам Корпанюк весь бел. Длинные седые, как у репинских запорожцев, усы. Узловатые корневища рук. А руки эти сейчас нежно поддевают острым воротком шкатулочку. На столе рядом лежит набор инструментов — «подковка», «копаныч-ка», «солнышко». Большую часть Их придумал и изготовил сам мастер, или же они достались ему по наследству, чтобы перейти дальше. После выставки я познакомился с молодым художником Юрием Касьяненко, делегатом XVI съезда BJIKCM. Его сравнительно недавно назначили директором Косовского училища прикладного искусства. Он рассказал мне, что и Косовское училище, и фирма «Гуцулыцина», распределяющая заказы и занимающаяся продажей изделий народных мастеров, и фабрика имени Шевченко в том же Косове... и еще много художников работают в-контакте с народными мастерами. Говорил, что гуцульские мастера оставили молодым художникам- прикладникам свою «школу», открыли им бесконечное поле деятельности. — Вы посмотрите на этот орнамент... — останавливался он у какой-нибудь работы, — видите, какой кропотливый труд... И в этом смысле, — продолжал он, — творчество — это пять процентов способности и девяносто пять работоспособности. Поэтому мы, в училище, считаем, что нужно научиться прежде всего художественному ремеслу, если хотите. А искусство — как получится. В общем, учиться есть у кого. И вдруг, словно что-то вспомнив, сказал с досадой: — Эх! Жаль, вы пораньше не приехали... Он огорчался за меня, за то, что я не видел открытия выставки. Что и говорить, мне и самому было жаль, что упустил такое зрелище. В Косове на воскресном базаре я купил на память деревянную ложку с выжженным орнаментом, уточку-солонку. А еще «писанку» — разрисованное яйцо. Их была целая корзина, и я долго стоял в сомнении — какое же яйцо выбрать. В каждом была особинка, вариация в орнаменте или рисунке. Потом, зайдя в музей, я увидел на стендах «образцовые» писанки и порадовался: «А у меня не хуже!» Карпатские склоны мягки. Повторяя контуры гор своими крышами, привольно стоят гуцульские хаты. С этюда художника Я. БАРТКО.
|