Вокруг света 1971-06, страница 21

Вокруг света 1971-06, страница 21

этих «каменных полотен» — десятки тысячелетии. Постепенно исследователи прибавляли к шедеврам Альтамиры все новые и новые произведения живописи древнекаменного века. Вначале их находили только во Франции и Испании. Но затем были открыты палеолитические росписи на Урале, в Каповой пещере, в Монголии, Средней Азии.

Одновременно накапливался материал, свидетельствующий о том, что наскальная живопись — это лишь часть поистине беспредельной сокровищницы первобытного искусства. Каменные статуэтки, резьба по кости, контурные рисунки, прочерченные на скалах каменным резцом, орнаменты, нанесенные на орудия труда, — все это свидетельствовало

МТокуясц Ямамото (9 лет, Япония). Солнце и Лотос.

В. МУХИНА, кандидат психологических наук

ЛЕТОПИСЦЫ ИЗ СТРАНЫ ДЕТСТВА

Я Г""*! апа, папа, смотри — быки!» Этим воз-« Ш I I гласом восьмилетней девочки, дочери ис-•—■—I панского археолога Саутуолы, началось в конце прошлого века одно из удивительнейших открытий в науке, изучающей прошлое человечества. Открытие первобытной живописи.

В неверном свете смоляного факела, освещающего своды пещеры Альтамира, детский взгляд увидел силуэты огромных бизонов, очерченные красной земляной охрой на шершавых камнях. А опыт и знания археолога позволили определить, что возраст

о бесконечном разнообразии жанров, стилей, традиций, сюжетов и образов первобытного искусства по всей земле.

Но во всем этом многообразии все яснее и яснее исследователям виделись какие-то общие закономерности развития древнейшего искусства. Закономерности столь устойчивые на протяжении тысячелетий в искусстве людей, разделенных тысячами километров пространства, что, как пишет академик А. П. Окладников, они «наглядно свидетельствуют о неожиданном единстве культуры и художествен-

Митя Стеценко (4 года, СССР). Цветы и Ветер.

18