Вокруг света 1972-01, страница 53

Вокруг света 1972-01, страница 53

использовать ракетные снаряды СС-11, которые он хорошо знает. Из Алжира был даже доставлен «лендровер» с ракетной установкой. Но 5 сентября полицейские арестовывают основных заговорщиков. Только двое из участников ушли от ареста: Жорж Ватен и Жан Бишон.

Они продолжают методически вести разведку. В начале 1963 года их можно было видеть возле Военной школы, где генерал должен выступать 15 февраля. Ватен и Бишон — последний резерв «Старого штаба», оставшегося без войск, без средств, без надежды; они сохранили лишь разбитые мечты и бессильную злобу.

Однако Ватену с Бишоном удается вновь навербовать себе помощников. Среди них оказалась некая мадам Руссуле, преподавательница английского языка в Военной школе, дама, влюбленная в военную форму. Она вовлекает в заговор двух слушателей — капитана Пуанара, считающего свою преподавательницу «политическим гением», и младшего лейтенанта То. В один прекрасный день мадам Руссуле просит их прибыть по указанному адресу. Новообращенных террористов встречает Ватен и с места в карьер переходит к делу: «У меня есть четыре месяца, чтобы убить де Голля».

Ошарашенный, младший лейтенант То соглашается помогать. Но уже на следующее утро, охваченный паникой, он бежит к офицеру службы безопасности, который немедленно отвозит его на своей машине в Управление контрразведки, где дело берет в свои руки опытнейший полковник Беллек.

Полковник обещает младшему лейтенанту То забыть про его участие в заговоре при условии, что тот будет поддерживать тесный контакт с заговорщиками и одновременно информировать служб/ безопасности о всем, что происходит.

Заговор тем временем идет своим чередом. 12 февраля То получает последние инструкции: 14-го числа он должен провести в Военную школу группу «исполнителей», то есть Ватена и Пуанара, накормить их ужином в столовой младшего офицерского состава и спрятать на ночь в ветеринарном отделении, в боксе для больных лошадей.

13 февраля Пуанар замечает за собой слежку, но, прежде чем его арестовывают, успевает подать знак Ватену, ожидающему в соседнем кафе. И Ватен — в который уже раз! — растворяется в толпе. Он возвратится во Францию только после амнистии...

«Старый штаб армии» отказывается от планов убийства президента.

Но не ОАС.

МОН-ФАРОН

Из окна пятого этажа дома № 86 по улице Фобур-Сент-Оноре убийца видит генерала де Голля в двадцати шагах от себя сквозь оптический прицел карабина «вальтер-22». У человека узкие поджатые губы, тусклый взор. Его зовут Марсель Лижье, это снайпер оасовской группы Бертолини.

Генерал пересекает двор и поднимается по ступеням в Елисейский дворец.

Под крышей отеля «Бристоль» изготовился другой стрелок с базукой на плече.

Генерал подходит к первой ступеньке. Марсель Лижье задерживает дыхание и тихонько начинает давить на спусковой крючок. Человек с базукой тоже готов выпустить снаряд.

Время действия — 20 мая 1962 года. Через два месяца должна быть провозглашена независимость Алжира. Но, может, ход истории изменится?..

Описанной нами сцены в действительности не бы

ло. Группа Бертолини не успела добраться до огневых позиций. Но вплоть до 1 июля 1962 года — дня провозглашения Алжирской Республики — убийство генерала де Голля оставалось для ОАС «постоянной целью № 1».

Группа Луи Бертолини приступила к действию в апреле 1962 года. Сам Бертолини (он же капитан Бенуа) работал во французской разведке. Некая частная фирма предоставила в его распоряжение сто миллионов франков. Бертолини узнает, что из студии одного художника, живущего на пятом этаже дома № 86 по улице Фобур-Сент-Оноре, просматривается двор Елисейского дворца. В компании еще одного заговорщика он явился к художнику, милому восьмидесятилетнему старику. Представившись любителями живописи, они покупают у него холст, но главное — убеждаются, что художник живет один. В нужный момент его легко будет связать и затолкать в стенной шкаф.

Кроме того, Бертолини снимает номер в отеле «Бристоль» для человека с базукой. Остается теперь только найти базуку и карабин с оптическим прицелом. Бертолини едет в Алжир и обращается к Жан-Жаку Сюзини, ответственному за террористические акции в штабе ОАС. Сюзини широким жестом пересылает в Орли два ящика с требуемым оружием.

За два дня до намеченной даты — 18 мая — все готово. Бертолини с сообщниками ждут на явочной квартире прихода связного. Но вместо него в помещение врываются человек двадцать в штатском. Это полиция.

Группу выдал один из алжирских агентов службы безопасности, внедренный в ОАС, которому был известен парижский адрес заговорщиков. При обыске в квартире обнаруживают базуку и карабин с оптическим прицелом. Базука запакована в ящик с надписью: «Деталь для левого реактора».

Покушение на этот раз имело, по оценке специалистов, 95 процентов шансов на успех. С двадцати метров Марсель Лижье, снайпер-профессионал, не мог промахнуться. Обезвреживание этой группы прошло в то время абсолютно незамеченным.

1 июля 1962 года последние руководители ОАС покинули со своими приближенными Алжир и нашли убежище в Испании. Жак Сустель, встретившись в Италии с Жоржем Бидо, основал НКС (Национальный комитет Сопротивления), своего рода продолжение ОАС. Рассеявшись по всей Европе, лидеры НКС по-прежнему ищут возможности устранить де Голля, который, по их мнению, «сковывает» французскую политическую жизнь и отнимает у них всякую надежду на возвращение.

Осенью 1962 года Сюзини приезжает в Болонью. Это самый молодой, самый умный и самый опасный из оасовских шефов. По сути, он был основным организатором тайных акций.

I октября он встречается с казначеем ОАС Горелем.

— Вы даете людей, я — деньги, — говорит тот. — Остальное обеспечится.

Сюзини спрашивает, есть ли у него конкретный план.

— Да, — отвечает Горель. — Все обдумано: мы убиваем де Голля. Бидо с Сустелем приезжают на границу, и мы идем на Париж.

— А если, — спрашивает Сюзини, — какой-нибудь сержант-пограничник арестовывает нас на границе и сажает в кутузку?

Сюзини понимал, что у явных убийц президента останется немного шансов на политическую карьеру. Он решает держаться в тени, предоставив свободу действий своему подручному Андре Росфельдеру, жившему в Риме.

Один из деятелей антиголлистской оппозиции предлагает заговорщикам «мексиканский вариант». В истории Мексики был такой эпизод: решив избавиться от прави

50

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Шкаф вокруг окна
  2. Окна пересекающие крышу

Близкие к этой страницы