Вокруг света 1972-03, страница 37Всем известно имя великого русского художника Николая Константиновича Рериха, но мало еще мы знаем о его большой и яркой жизни — так уж получилось, что последние годы жизни он прожил в разлуке с любимой Россией, в далекой Индии. Сделанное им не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях и даже до сих пор не поддается точному измерению: свыше семи тысяч картин, около тридцати книг и много еще не опубликованных материалов, грандиозные, длящиеся годами азиатские экспедиции; огромная плодотворная культурная и общественная деятельность, увенчанная «Пактом Рериха»— Красного Креста Культуры, или, как его еще называют, «Пактом Мира». Пакт предусматривал неприкосновенность исторических памятников, а также культурных и научных учреждений. «Пакт Мира» нашел самую активную поддержку широких кругов прогрессивной мировой общественности. Его горячо поддержали Рабиндранат Тагор, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Томас Манн, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс и многие другие деятели культуры и науки. В 1954 году на основе «Пакта Рериха» был подписан Заключительный акт Гаагской конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. В 1955 го-, ду Гаагскую конвенцию ратифицировали Советский Союз и еще 38 стран. По опубликованным данным, к 1968 году участниками Гаагской конвенции являлось уже 59 государств мира. Активная борьба Рериха за сохранение культурного наследия сопровождалась широкой антимилитаристской пропагандой, и эта общественная деятельность выдвинула его в ряды великих гуманистов нашей планеты. В изучении русской и мировой культуры складываются взгляды Н. К. Рериха на тесную историческую связь народов России с Востоком. Именно эти научные взгляды, во многом формировавшие направленность искусства Н. К. Рериха, оказали решающее влияние на ход всей его дальнейшей жизни и деятельности. Задумав еще до первой мировой войны организовать научно-художественную экспедицию |