Вокруг света 1972-03, страница 38

Вокруг света 1972-03, страница 38

в Индию и Центральную Азию, Николай Константинович многие годы тщательно готовился к ней.

Попасть в Индию впервые Н. К. Рериху удалось лишь в 1923 году.

В том же году и началась экспедиция Н. К. Рериха по Центральной Азии, которую по праву считают одним из величайших свершений географической науки нашего века. В общей сложности экспедиция длилась пять лет — по 1928 год. В 1926 году, по окончании первого этапа экспедиции, Н. Рерих вместе с женой Еленой Ивановной и старшим сыном Юрием посещает Советский Союз и делится своими планами исследовательской работы на Востоке с наркомами А. В. Луначарским и Г. В. Чичериным.

В обратный путь из Советского Союза, через Монголию и Тибет в Индию экспедиция Н. К. Рериха снаряжается при содействии советских властей, и художнику выдается советский экспедиционный паспорт.

Представление о целях и задачах экспедиции дает сын Н. К. Рериха, один из крупнейших советских востоковедов, участник этой экспедиции Юрий Рерих в предисловии к своей книге «По тропам Центральной Азии».

«Научно-художественная экспедиция академика Н. К. Рериха в Центральную Азию занимает особое место в истории русских Центральноазиатских научных экспедиций... В течение пяти лет экспедиция прошла громадный путь из Индии на север до Алтая и снова на юг в Индию через нагорье Тибета.

Основной целью экспедиции было создание живописной летописи стран и народов Центральной Азии... Впервые художник смог запечатлеть на своих полотнах ландшафты малодоступных и малоизвестных областей Внутренней Азии, отобразить исключительные панорамы горных стран и воплотить в художественных образах ее народные предания...

Вторая задача экспедиции состояла в том, чтобы изучить возможности для новых археологических исследований и таким образом подготовить путь для будущих экспедиций в этом районе.

Третья задача — собрать обширную коллекцию этнографического материала и материалов по' языкам, иллюстрирующих культуру этих районов...»

Экспедиция семьи Рерихов была настоящим научным и человеческим подвигом.

Часто она проходила в неимоверно тяжелых условиях (несколько раз фактически подвергалась пленению), но самое важное — экспедиция прошла по местам, совершенно неизвестным мировой науке, собрала богатейший научный и культурный материал. Эта экспедиция Рериха осуществила многолетнюю мечту Пржевальского и Козлова, явилась триумфом русских исследователей Центральной Азии и внесла в мировую науку много нового.

После окончания экспедиции в 1928 году Рерих организовал в Индии гималайский научно-исследовательский институт «Урусвати». Работа института была рассчитана на самые широкие международные связи.

Находясь на чужбине, Рерихи категорически отказываются от эмигрантского паспорта и не принимают иностранного подданства, что влекло за собой множество затруднений. В августе 1939 года Н. К. Рерих писал: «Как были мы, так и остались русскими подданными, и в 1926 году во время нашего пребывания в Москве это было подтверждено. Тогда же была решена дальнейшая экспедиция».

Преданность Н. К. Рериха Советской Родине, его глубочайшее уважение к личности В. И. Ленина, зафиксированные с самого начала двадцатых годов в письмах, дневниковых записях и публикациях художника, явились причиной злостных нападок на него со стороны белоэмигрантов.

Научная деятельность Рериха, направленная против европоцентрических теорий, была особо высоко оценена передовыми деятелями Индии и других азиатских стран.

Академик А. П. ОКЛАДНИКОВ

В этом и следующем номере журнала вы прочтете об этой экспедиции Рерихов 1923— 1928 годов.

Мы выражаем глубокую признательность Ираиде Михайловне Богдановой, названой дочери Н. К. Рериха, единственной оставшейся из участников экспедиции, за предоставленные для публикации материалы. Публикация проиллюстрирована картинами Н. К. Рериха и фотографиями, сделанными во время экспедиции.

ВЗЛЕТЫ

ысоки взлеты науки. Странно подумать, что многим областям познания едва ли исполнилось сто лет. Сколько мучеников науки запечатлелось в течение веков. Сперва жгли на кострах, потом подвергали психическим пыткам. Да и теперь везде ли освобождена мысль? Свободно ли творчество? Нет ли прорыва между верхами и низами? Такие расселины могут задерживать караван.

Велик Ленин в своем приказе: «Учиться! Учиться! Учиться!» Велик он в призыве к движению, к вечной диалектике. Эта подвижность, бесстрашие, одоление невежества есть завет истинного созидателя. Мир в его вечном становлении, в неудержимом движении изучаем с точки зрения диалектики. Ничто мертвенное не должно омрачать понятие жизни.

Да, наука устремляется к открытию новых подходов, к понятию пространственных энергий. Солнечные пятна, спектроанализ, астрохимия уже не алхимические «бредни», но данные научной лаборатории. Невежды уже не назовут овладение атомной энергией безумными фантазиями. Уже не будут глумиться над возможностью жизни на планетах. Не скажут мертвое слово о том, что «все уже найдено».

Народные множества уже преодолели суеверия, а ведь их много было и среди цивилизованных дикарей. Самое ужасное зрелище являет цивилизованный дикарь, отрицатель, вредитель всего молодого, устремленного к новым исканиям. «От каждого по способности, каждому по надобности». Такого завета не поймет дикарь-запретитель. Он знает лишь ограничения, запреты. Его словарь начинается с отвратительного «нет», и зовущее «да» не входит в его мышление. И машинно его мышление. Он накрепко запер себя на какой-то подробности и заслонил свет неустанного свободного познавания.

Разве о труизмах говорим? Какие там труиз-мы, когда Земля трещит под дикарскою ступнею. Счастье, если бы уже можно было назвать цивилизованного дикаря труизмом. Но увы! Не труизм он, но труп провяленный, хотя бы и надел фрак. Прежде почему-то хоронили во фраках, да еще с орденами.

Но обратимся к великому кличу Народа Русского: «Учиться, учиться, учиться». Отметем все гнилое и охраним все прекрасное. Чудесные взлеты науки уже не будут отдельными взлетами, но обратятся в дружный вихрь блестящего преуспения. Народ Русский привык побеждать. Герои высоко подняли Знамя Победы. Никто не отнимет его. А за ним развевается Знамя Мира, Знамя Культуры, и герои труда в подвиге укрепят стяг всенародный. Это славное русское слово «подвиг». В нем и движение, и творчество, и преуспе-ние. Именно русскому народу довлеет подвиг. 1946 г.

Н. РЕРИХ

Начать рассказ об экспедиции мы хотим с пути Рерихов из Европы на Восток, в Индию, и первого этапа экспедиции — до его отъезда в Москву.

Вот как рассказывает об этом сам Николай Константинович Рерих в первой главе книги «Алтай — Гималаи» и в книге «Сердце Азии»...

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Эмигрантские журналы читать

Близкие к этой страницы