Вокруг света 1972-03, страница 41может давать новые решения для непредубежденного архитектора. Легко можно представить комбинацию многоэтажного тибетского строения с удобствами американского небоскреба. Можно провести уравнение от дворцов Бенареса к дворцам Венеции и к жилому особняку. Можно разработать ст^иль пуебло американских в новейшем понимании, как делается в Санта-Фе. Но обезобразить Индию чуждыми ей ложноклассическими колоннами и казарменными белыми бараками! Это глубокое безвкусие происходит от отсутствия всякого воображения и прозрения. Один индус жаловался мне на отсутствие индусов-архитекторов. Я говорил: «Если нет архитектора, дайте живописцу разработать идею, но идите от гармонии народного сознания с характером природы». Нельзя опоганить весь мир одним казенным бунгалоу. Нельзя из Явы делать шведский Сток-зунд. И нельзя команчей и апачей видеть в коттеджах Бостона. Соизмеримость должна быть соблюдена. Седобородый человек на берегу Ганга, сложив чашу рук, приносил все свое достояние восходящему солнцу. Женщина, быстро отсчитывая ритм, совершала на берегу утреннюю пранаямуВечером, может быть, она же послала по течению священной реки вереницу светочей, молясь за благо своих детей. И долго бродили по темной водной поверхности намоленные светляки женской души. Гигантские ступы буддизма — погребальные памятники, обнесенные оградою, те же курганы всех веков и народов. Курганы Упсалы в Швеции, русские курганы Волхова на пути к Новгороду, степные курганы скифов, обнесенные камнями, говорят легенду тех же торжественных сожжений, которые описал искусный арабский гость Ибн-Фадлан. Всюду те же очищающие сожжения. Много благовоний, розовой воды и пахучего сандалового дерева. Потому не тяжел дым сожжений тел в Бенаресе. И в Тибете сожжение тоже принято. Значит, опять писатели напутали, когда описывали исключительно «дикие» погребальные обычаи Тибета. Откуда же это желание показать все чужое более диким? Черня других, сам белее не станешь... Обратите внимание на нежные детские игры Востока. Послушайте сложный ритм пения и тихой музыки. Нет грубых бранных слов Запада. Рука женщины каждый день покрывает особым рисунком песок перед входом в дом. Это символ того, что в доме все благополучно, нет ни болезни, ни смерти, ни ссоры. Если нет счастья в доме, то и рука женщины замолкает. Как бы щит красоты в час благополучный полагает перед домом рука женщины. Уже девочки в школах учатся разнообразию узоров для знаков счастья. Невыразимая красота живет в этом обычае Индии. В Мадурай, в тесном закоулке, старик чеканит изображения «богов». Последний старик, с ним умрет 1 «Пранаяма» — дыхательные упражнения в хатха-йоге для извлечения «праны», которая считается всемирным началом энергии и жизненной силой в человеке. Пранаяма требует спокойной сосредоточенности. это умение. Прошлое умирает. Так приходит будущее. На полях стоят круги из белых керамических коней 1. Откуда эти Световидовы кони? На них тонкие тела женщин мчатся по ночам. Спина, днем сгорбленная в домашнем обиходе, выпрямляется ночью в полете. Что это — козлиный прыжок на шабаш? Нет, это скачка валькирий — дев воздуха. Скачка за прекрасным будущим. ...Существует известие, что уже во времена Будды культура Индии начала поникать. И сейчас, может быть, нигде так не мерещится эта бывшая красота, как иногда в тонком и стройном силуэте женщины, несущей свою вечную воду. Воду, питающую очаг. И колодезь, так же как в библейские времена, остается местом средоточия всего поселения. На самых задворках в маленькой клумбочке убогих цветов покоится безобразненькое изображение Ганеши2 — Слона, Счастья. Семья индусского кули, живущая в шалаше, уделяет ему последние зерна риса. Немного счастья принесло им это изображение, Индию надо знать не только из дворцов Махараджи. При наличии таких изысканных ценностей, как Рабиндранат Тагор, Дж. Боше3, нельзя примириться с тем, что еще составляет содержание храмов. ...В золотом храме в Бенаресе мимо нас провели белую козочку. Ее увели в святилище. Там, вероятно, она была одобрена, ибо через малое время ее, отчаянно упиравшуюся, спешно протащили перед нами. Через минуту она была растянута в притворе храма, и широкий нож брамина отсек ей голову. Трудно было поверить, что было совершено священное действие. Мясо козы, должно быть, пошло в пищу браминам. Ведь брамины мяса не кушают, за исключением мяса жертвенных животных. А таких животных запуганное население, вероятно, приводит ежедневно. Учение, предполагавшее браминов, очевидно, видело их какими-то иными, но не теми, как они выродились сейчас. Они могут ли хранить красоту символов знания? Пока уложение каст не изменено в Индии, страна не может развиваться. Теперь касты пришли в неописуемую неразбериху. Махараджи иногда бывают из низшей касты чистильщиков нечистот. Впрочем, каждый чистильщик нечистот знает, что в следующем воплощении он будет королем. Не отсюда ли происходят внешность и мозговые качества некоторых королей? А сколько драм, убийств и самоубийств происходит вследствие кастовой разницы между мужьями и женами. Даже за наше пребывание пришлось читать о нескольких тяжелых семейных драмах на этой почве явного пережитка. В то же время Ве 1 «Керамические кони». Их огромные фигуры делают в деревнях и расставляют вокруг полей с посевами. Согласно поверью на них духи-охранители объезжают по ночам вокруг полей 2 «Ганеша» — божество ума, успеха в делах, благополучия, ученый писец, которому риши Вьяса продиктовал Махабхарати. Изображается в виде толстенького ребенка с головой слона. Очень популярное божество в современной Индии, особенно среди низших каст и торговцев. 3 «Дж. Боше». Джагадис Сандер Боше (1858—1937 гг.) — знаменитый индийский физиолог растений и физик. Основатель и директор научно-исследовательского института в Калькутте в 1917—1937 гг. Он настолько опередил науку своего времени в области физиологии растений, а также животных, что оценить его достижения полностью мировая наука не могла вплоть до недавнего времени. 39
|