Вокруг света 1972-11, страница 74

Вокруг света 1972-11, страница 74

леко отстоят друг от друга уже в середине III тысячелетия до нашей эры» и что мы можем отнести соседство этих языков «...к началу II тысячелетия до нашей эры, а место, где они соседствовали друг с другом, следует представлять себе где-то к северу от Черного моря».

Но ведь к северу от Черного моря гораздо дольше соседствовали с предками арьев предки славян, ибо первоначальную территорию расселения предков славян советские исследователи видят в правобережье Среднего Днепра, откуда в I тысячелетии до нашей эры они стали расселяться к северу, северо-западу и в других направлениях.

Уходя в сторону Индостана, группа скотоводческих племен — арьев уносила с собой и свои религиозные представления — один из наиболее устойчивых элементов духовной культуры. Мы не имеем никаких данных о богах этих племен, за исключением тех свидетельств, которые сохранились в ведах, главным образом в Ригведе, древнейшей из четырех вед. А тексты Ригведы датируются именно II тысячелетием до нашей эры.

Поэтому мы имеем право искать родство между древним пантеоном арьев и богами славяно-русского и славяно-балтского язычества, исходя из неслучайной близости арийских и славянских языков, возникшей в результате длительных контактов предков арьев и предков славян.

Подобные поиски были предприняты уже неоднократно. Их, на мой взглядг необходимо пополнять и развивать, ибо, как бы гипотетично ни выглядели те или иные предположения, они помогут выявить корни древнеиндийских и славянских культов.

Приведем лишь некоторые примеры. Само слово веда буквально соотносится со славянским корнем вед (вид) и означает знание, ведение.

В Ригведе слово, означающее бога, одаривавшего милостью и богатством, читается как бхага. Это слово отражает саму идею божественности и, вне всякого сомнения, является вариантом слова бог. Да и местопребывание бога, и вообще обиталище высших сил в санскрите читается почти однозначно с нашим словом небеса — набхаса. Существует в санскрите и другое название неба — сварга, которое не может не ассоциироваться с именем древнеславянского бога Сварога.

Далее. Ведический бог А гни

почитался и продолжает почитаться в Индии в качестве бога огня.

Будучи, по преданию, порожден трением верхней деревянной палочки о нижнюю (это способ добывания огня столь широко известен в этнографической литературе, что не требует здесь дополнительных разъяснений), он прежде всего пожрал своих родителей (то есть эти палочки сгорали первыми при разведении костра). З&тем он стал искать с?ебе пищу, ибо без непрерывного поглощения пищи он жить не может.

Бог Агни носит еще и другое имя, тоже сходящееся по составляющим его элементам со славянскими словами, — Кравъяд, что значит «поедатель крови». Санскритский глагольный корень ад означает «поедать». Прямо напрашивается для сравнения древнерусское и современное слово народных говоров яд-им.

Агни в качестве Кравьяда описывается как безудержный воин, пожирающий тела поверженных им врагов и лижущий их кровь своими семью языками. Его описывают и как пожирателя опьяняющего напитка сомы, из чего можно сделать вывод, что этот напиток содержал в себе достаточно спирта, чтобы гореть в огне и даже поддерживать огонь.

Агни изображется с двумя и с тремя головами. Это означает, что в нем соединено несколько назначений. Двуглавая его фигура показывает, что он является огнем домашнего очага и одновременно огнем — поедателем жертв, трехглавая — что он выступает как бог, проявляющий свою сущность в трех мирах, или сферах: на небе — как огненная энергия солнца, в атмосфере — в качестве энергии молнии и на земле — в виде огня очага и жертвенного костра.

Здесь уместно остановиться на том, что в Индии широко распространено поклонение много* главым изображениям богов. В каждом отдельном случае это наличие нескольких голов объясняется по-разному в мифах и преданиях. Древнейшие такие изображения до нас це дошли, так как их, видимо, изготовляли из дерева — материала недолговечного в климатических условиях Индии. Но, судя по приведенному описанию, такие идолы были известны в очень древние времена.

...Как здесь не вспомнить о том, что дохристианские идолы прибалтийских славянских племен тоже были многоглавы.

И еще. Бога Агни по традиции изображают с бараном (или ов

цой). Видимо,-это рассказ о том, что в жертву богам на костер возлагали чаще всего именно барана, овцу или ягненка. А русское слово «ягненок», имеющее своим корнем яг, может быть сопоставлено с санскритским яга — «жертва». (Не сюда ли уходят своими корнями и народные сказки о Бабе-Яге, принимающей свои жертвы после их «огненной смерти»?)

Одним из древнейших ведических богов является бог ветра Ваю, имя которого происходит от санскритского корня ва — веять, дуть, развевать. Общность славянского и русского веять с ва не может вызывать сомнений. Не вызывает сомнений и родственная близость однозначных по смыслу русского ветер и санскритского ватарь. Кроме того, поклонение богу ветра было составной частью славянского язычества.

Ваю описывается в памятниках ведической и более поздней индусской литературы как могучий воин, проносящийся по всей шири воздушного пространства на колеснице, влекомой двумя красными конями. Иногда ему отводится роль колесничего бога Индры, летающего по небу на золотой колеснице, в которую впряжена тысяча коней.

По преданию, Ваю был порожден дыханием первочеловека Пу-руши, которого боги расчленили, принеся его в жертву. Этому могучему богу ветра приписывается сила вдувать жизнь в грудь всех существ, рождающихся на земле. Он почитается как бог-охранитель северо-западных областей — кстати, в этом тоже можно явно увидеть прямую связь с теми краями, откуда арьи принесли в Индию свои древнейшие представления о божественности, ветра как великой стихийной рилы.

У древних славян также был бог открытых пространств, бог небесного ветра, один из атмосферных богов — Стрибог. 1 Не случайно в «Слове о полку Иго-реве» ветры именуются «Стрибо-жи внуци», то есть связываются со Стрибогом как непосредственные носители и продолжатели действия, заложенного в его сути. А само название Стрибог может быть прямо переведено через санскритский глагольный корень стри, который обозначает, начиная с Ригведы, понятия: простирать, распростирать, покрывать, расширять. (Прибавьте к этому корню Санскритскую приставку пра — образуется и существительное прастара — простор, простирание, пространство.)

72