Вокруг света 1973-09, страница 57

Вокруг света 1973-09, страница 57

ПРОДАЕТСЯ ЦЕААКАНТ

История обнаружения этой удивительной рыбы полна захватывающего интереса и относится к увлекательнейшим научным открытиям XX века.

Утром 22 декабря 1938 года заведующей Ист-Лондонским музеем (Южно-Африканский Союз) мисс М. Кортенэ-Латимер позвонили из компании «Ирвин и Джонсон» и сообщили, что один из траулеров доставил странную рыбу. Мисс Латимер вызвала такси и немедленно отправилась на причал. На следующее утро она в необыкновенном возбуждении писала письмо знакомому ученому, мистеру Дж. Л. Б. Смиту: «Уважаемый доктор Смит!.. Надеюсь, Вы сможете помочь определить эту рыбу. Она покрыта мощной чешуей до самой оторочки из кожных лучей. Каждый луч колючего спинного плавника покрыт маленькими белыми шипами. Смотрите набросок красными чернилами».

Взволнованный Смит ответил: «Судя по Вашей зарисовке и описанию, она напоминает формы, которые давным-давно вымерли. ...Тщательно берегите ее, не подвергайте риску пересылки. Чувствую, что она представляет большую научную ценность».

Только в феврале следующего года Смит смог взглянуть на таинственного незнакомца. 20 февраля 1939 года первое сообщение и первые фотографии были опубликованы в газете «Ист-Лондон дейли диспетч». Уже на следующий день после сообщения в печати один из коллег заявил Смиту: «Доктор, что вы наделали? Просто ужасно видеть, как вы губите свою научную репутацию. Я только что говорил с Иксом, и он назвал вас сумасшедшим. Сказал, что это всего-навсего морской судак с регенерированным после повреждения хвостом». Многие разделяли эту точку зрения. Кто-то смеялся над-Смитом, кто-то рекомендовал просто не обращать внимания на его выходки. И только сам доктор Смит был совершенно уверен, что экземпляр цела-канта-латимерии, названный им так в честь мисс Латимер, есть родственник доисторических рыб, живших 300 миллионов лет назад.

Четырнадцать лет Смит занимался дальнейшими поисками целаканта. Все было напрасно: целакант как будто вымер вторично.

И только в декабре 1952 года житель деревушки Домони на юго-восточном пдбережье Анжуана, одного из Коморских островов, Ахмер Хуссейн, выловил целаканта. Когда доктор Смит, с величайшими трудностями добившись разрешения прилететь на Коморы, увидел вторМ экземпляр своей рыбы, он опустился на колени перед ним и, гладя рыбу, вдруг ощутил, как на его руку падают слезы. Он плакал и не стыдился этого. Четырнадцать лет его жизни были отданы поискам. Он сомневался, падал духом, снова обретал надежду, и вот теперь стало ясно, что он победил. Открытие было подтверждено.

Ныне ловля целакантов, которые водятся только у Коморских островов, является французской монополией. Всего сейчас поймано около 50 латиме-рий, на местном языке — комбесс. Они есть во многих научных коллекциях мира. В Советском Союзе латимерии не было.

В октябре 1971 года директор Института океанологии АН СССР профессор Андрей Сергеевич Мо-нин списался с министерством сельского хозяйства, животноводства, рыбниго и лесного хозяйства Коморских островов. Министерство дало согласие на продажу одного экземпляра целаканта для научной коллекции института, оговорив условия его приобретения, цену и способ транспортировки.

Уже выйдя в рейс и будучи в Индийском океане, мы послали с борта «Дмитрия Менделеева» вторичный запрос на Коморы с просьбой подтвердить прежнюю договоренность, я получили ответ: да, все в порядке, рыбу можно купить.

Первого марта мы должны были подойти к островам. Была налажена радиотелефонная связь. Заместитель начальника экспедиции Константин Федоров подошел к телефону. В очень вежливых выражениях верховный комиссар Коморских островов мсье Муказьян объяснил, что порт не может Припять советское научное судно. Константин Федоров напомнил верховному комиссару о цели нашего визита. Комиссар ответил, что у него на этот счет нет никаких возражений, но, как это сделать, он затрудняется решить. Может быть, есть возможность прислать катер с Комор? Но и это оказалось невыполнимым. Как заявил комиссар, на Коморах трудно с плавсредствами.

Начальник экспедиции Андрей Сергеевич Монин решил предпринять последнюю попытку. Он послал частную радиограмму в Париж одному из своих ученых коллег, где рассказал о положении с цела-кантом. Содержание радиограммы было доведено до сведения Французского национального центра по освоению океана. Вмешательство французской научной общественности сдвинуло дело с мертвой точки.

Шесть суток мы болтались в океане, ожидая окончания дела, которое поначалу казалось таким простым. Наконец, было назначено свидание «Дмитрия Менделеева» с катером, который должен был доставить целаканта.

...В длинном проржавевшем железном ящике лежала громадная и тоже покрытая ржавчиной рыба. При жизни она была синевато-стального цвета с очень красивыми изумрудными глазами — это мы знали из литературы. Небрежное хранение привело к печальным результатам. Впрочем, наши специалисты, очевидно, сумеют убрать ржавчину. Зато все остальное: твердая чешуя, характерные плавники, напоминающие лапы животного, ноздри с обеих сторон головы — все это был целакант, знаменитый целакант, и мы явились его обладателями.

Странные мысли одолевали при взгляде на целаканта. Триста миллионов лет длится его род на Земле! Триста миллионов! Исчезли горы — свидетели молодости целаканта; неузнаваемо изменились те океаны, в которых он плавал, совершенно иными стали очертания континентов, сменилось несколько геологических периодов, а целакант каким был, таким и остался...

О. КУЧКИНА

55