Вокруг света 1974-02, страница 16В горы, где живут люди племени ялё, не проникли еще ни очки, ни скаутские шляпы, которые на побережье стали давно уже предметами первой необходимости. (Фото вверху из журнала «Нэшнл джиогрэфик», США.) ЛЕГЕНДА ОБ АКАМБЕПЕ СОЛНЕЧНОМ (Записано со слов папуаса Анд-жома, примерно 70 лет, старейшего жителя деревни Копар, район устья реки Сепик, о. Новая Гвинея.) «...Очень давно, очень-очень давно Женщина-Предок, Мать всех людей, дала жизнь сыну. Она спрятала ребенка в скорлупу кокосового ореха, где хранила краски для раскрашивания тела, и положила скорлупу на остров, который в то время всплывал из морской пучины. Через некоторое время ребенок — это был Акамбеп Солнечный — пробил скорлупу изнутри и посмотрел вокруг. Море 'понравилось ему больше, чем земля, и он стал раскачивать скорлупу, пока та не скатилась в море. Волны стали его ласково баюкать, а сами уносили скорлупу все дальше и дальше от острова. Плыл и плыл Акамбеп Солнечный ло морю, пока не приплыл к земле, где живут белые люди. Акамбеп Солнечный хотел отдохнуть от плавания и вышел на берег, а потом так там и остался. Он научил белых людей магии, чтобы они знали, как делать подвесные моторы и всякие другие чудесные вещи, а также научил быть богатыми. Потом Акамбеп Солнечный поднялся на небо и стал Солнцем. Красками, которые оставались в кокосовой скорлупе, он нарисовал солнечные лучи. Он очень хочет, чтобы его братья и сестры в деревне Копар увидели его. Тогда он сможет и их научить делать деньги и подвесные моторы. Но тучи закрывают Акамбепа от людей деревни Копар, и мы не можем увидеть нашего брата. Так что вся магия остается пока у белых людей...» (Записано в 1972 году этнографом Малкол-мом С. Кирком.) Мы привели легенду потому, что она наглядно показывает особенности мышления папуасов Новой Гвинеи. Впрочем, слово «папуасы» в данном случае не совсем верно. Ведь этим словом обозначаются все коренные обитатели огромного острова, говорящие на папуасских и меланезийских языках, люди, привычки и нравы которых разнятся не меньше, чем быт турецкого скотовода от быта норвежского рыбака. Как известно, остров Новая Гвинея делится на принадлежащий Индонезии Западный Ириан и управляемые Австралией территории Новая Гвинея и Папуа. В данном случае нас интересует «австралийская» часть острова. Дело в том, что меньше чем пять лет осталось до дня, когда законодательное собрание территории Папуа и Новой Гвинеи провозгласит независимость. (По крайней мере, так записано в законодательном акте и утверждено в Канберре.) Как это произойдет и какое будущее ждет людей, живущих на Новой Гвинее, представить себе невозможно, не зная, как живут эти люди сейчас. Участник советской экспедиции на Берег Маклая В. И. Ба-силов уже писал в нашем журнале 1 о жизни прибрежных папуасов, давно вошедших в соприкосновение с европейцами. Но — иначе бы не называли Новую Гвинею «островом, где время остановилось», — есть на острове места, жители которых по-прежнему живут в каменном веке (таких особенно много в недоступной горной, внутренней, части острова: враждующие между собой племена, быт и нравы которых загадочны даже для папуасов с побережья или из низин). И есть места, где 'каменный век только-только кончился, а никакой другой еще не начался. Например, многочисленные племена бассейна реки Сепик, где тысячи квадратных километров болот густо поросли непроходимым лесом... ЦВЕТЫ И РАБОЧИЕ ДЕЛАЮТ ДЕНЬГИ Еще не так давно обязанности мужчин и женщин в папуасских деревнях на берегах реки Сепик были четко разделены. Женщины возделывали огороды, собирали хворост для костров, заботились о детях, ловили рыбу сетью, кормили поросят, готовили пищу для всей семьи — список можно продолжать и продолжать. Мужские обязанности перечислить куда проще, зато работа была, так сказать, основательнее: защищать родную деревню от нападения соседей, нападать на соседей, вырезать в целях ритуально-магических маски для церемоний, строить каркас хижины и добывать рыбу луком со стрелами или острогой. 1 См. № 12 за 1973 год. |