Вокруг света 1974-02, страница 20ли. После каждого выступления по радио Майкла Сомаре, главного министра самоуправления территооии Папуа — Новой Гвинеи, з большинстве деревень горячо его обсуждают. Сомаре, сам папуас родом из прибрежной деревни, получивший в Австралии высшее образование, регулярно выступает по радио на доступном большинству папуасов языке пиджин-инглиш и рассказывает о том, что такое независимость, самоуправление и т. д. «Самоуправление хорошая штука. Майкл Сомаре, наш главный министр, сказал по радио, что он хочет, чтобы европейцы делились с нами своими доходами Ведь это неправильно, что у белых столько денег. Мы тяжело работаем, а получаем всего доллар в день А пожалуешься — тебя выгонят». (Нггару, 41 год, деревня Ямбон.) «Выше по реке Эйприл есть богатые копи. V компании, которая их разрабатывает, есть вертолеты, лодки и куча денег Они работают на земле нашего племени, рубят деревья, перерывают землю. А на работу нанимают людей с побережья. Говорят, что на наших людей нельзя положиться: чуть устанут, уходят домой Они выкапывают из нашей земли богатство, но мы за это ничего не получаем». (Нджам, 32 года, деревня Ямбон.) «Белые нас совсем не понимают. Правда, у них есть лекарства и они построили дорогу. Но нам нужно гораздо больше. Я очень боюсь, что люди могут снова начать воевать когда белые уйдут...» (Бели, 50 лет, деревня Ямбон.) Согласитесь, что между «промыванием денег» и этими вполне здравыми суждениями немалая дистанция. ...По-прежнему учат школьники, что Новую Гвинею населяют папуасы. И в это понятие включаются и жители деревни Бонгу, что на Берегу Маклая, и потерявшие связь со старым, но не нашедшие пока места в современности люди из долины реки Сепик, и серьезно, со знанием дела обсуждающие проблему независимости мужчины из деревни Ямбон, и голые люди племени яле, живущие в горах, где не кончился еще каменный век... Но время, которое еще совсем недавно прекращало свой ход на Новой Гвинее, уже не стоит на месте... |