Вокруг света 1974-03, страница 19

Вокруг света 1974-03, страница 19

ПНР ВИСЛОСТРАДЛ

Висла делит столицу Польши на две части До недавнего времени река скорее разъединяла право- и левобережные районы, чем способствовала слиянию их в единое целое: старых мостов уже не хватало для потоков транспорта. И благоустройству зеленой зоны вдоль Вислы придавалось мало значения: у города было слишком много других, более насущных забот.

Теперь же перед архитекторами встала новая проблема: обеспечить варшавян такими транспортными магистралями, по которым можно удобно, а главное, быстро добраться к местам отдыха, паркам и пляжам. Так родился замысел Вислострады — двадцатидвухкилометровой дорожной артерии по левому берегу Вислы, ультрасовременной магистрали с многоярусными развязками, электронной сигнализационной системой «зеленой волны», пешеходными переходами, гигантскими эстакадами.

Двести миллионов злотых выделяет столица для преображения берегов Вислы. Каждая дорога начинается с первого шага, и новая магистраль начинается с земляных работ. Это трудоемкое дело взяла на себя молодежь.' Ежедневно три-четыре тысячи молодых варшавян — рабочих, школьников, солдат и студентов — рыходят на строительство Вислострады. Тем временем в мастерских молодых художников и дизайнеров создаются скульптуры, панно, проекты росписей — для набережных Вислы.

ГДР ЧУДО НА ДАРСЕ

— Меня отговаривали все. Мне говорили то, о чем я и сам знал всю свою жизнь. А вот к старости начал сомневаться, так ли это, — вспоминает восьмидесятилетний Андреас Шмидт, когда его расспрашивают корреспонденты, приезжающие в народное имение Даре Германской Демократической Республики.

...Узкая, на восемьдесят километров протянувшаяся на побережье Балтийского моря полоска земли. История начинает отсчет обживания этой земли с 1718 года... Пятнадцать семейств рискнули в тот год связать с ней свою судьбу. Именно рискнули, так как от прихотей Балтики их не могло

защитить ничто. Сколько раз морские штормы смывали посевы, разрушали постройки, пока первопоселенцы не воздвигли между собой и морем дамбу, об этом летописи молчат. Есть лишь упо--минание, что в 1872 году «великий шторм», словно горсть песка, смыл дамбу, уничтожив поселок и земли. Не успели люди оправиться, море вновь обрушилось на них — это было в 1903 году. С тех пор эту землю и прозвали «землей, где быть ничего не может». В 1913 году последний землепашец покинул Даре.

И вот в 1945 году сюда пришел Андреас Шмидт, которого отговаривали все.

— А еще я пришел сюда, — добавляет старый Андреас, — потому, что мои предки жили здесь... Да, да, в числе тех пятнадцати семейств.

Так началось то, что спустя несколько лет назвали «Чудо на Дарсе». Огромное, современное по масштабам и технологическому уровню сельскохозяйственное предприятие на Дарсе известно в Германской Демократической Республике повсеместно Оно яв

ляется одним из передовых по производительности труда в сельском хозяйстве, комплексной мелиорации, индустриализации производственных процессов.

— Ну конечно, я не один пришел сюда в 45-м. Еще несколько таких же, как я, — непременно заканчивает Андреас, когда его называют «праотцем чуда на Дарсе». — Спорить не буду, кое-что и моими руками тут сделано. Но вы все же сходите-ка к бригадиру Пигорсу...

Фриц Пигорс родился здесь, на Дарсе. Здесь же ходил в школу — крохотное тогда здание, где в одной комнате занималось сразу шесть классов. Отсюда он ушел в Национальную народную армию. Сюда же и вернулся — заново обживать землю предков. Именно он и те, кто сидел с ним за партами в дощатой, наспех сколоченной школе, поднимали первые гектары пустоши, возводили защитные дамбы, собирали первые урожаи.

— Сходите, сходите, — закуривает свою трубку старый Андреас. — Он молодой еще, ему тридцать лет всего.

2 «Вокруг света» № 3

17