Вокруг света 1974-03, страница 82

Вокруг света 1974-03, страница 82

beta

Ns 3 МАРТ 1974

СОДЕРЖАНИЕ

НАВСТРЕЧУ XVII СЪЕЗДУ ВЛКСМ

B. БРЕЛЬ — Слушаем пульс ледника.......2-я стр. обл.

А. ВАСИЛЬЕВ — Хозяева восставших грр................4

Загадки, проекты, открытия..........................8

АЛЕКСАНДР ХАРЬКОВСКИЙ — Стратегия вмешательства . . 10 ВЕСТИ ИЗ БРАТСКИХ СТРАН» Тушимицкая молодежная. Сто-

би как когда-то. Вислострада. Чудо на Дарсе.......16

ЮРИЙ ПАПОРОВ — Бой с сабало......................18

Непостоянство земных постоянных......................20

Г. ГАЕВ, И. ПИСАРЕВ — Прованс и провансальцы..........22.

ФРИЦ ЛЕЙБЕР — Человек, который дружил с электричеством 28

Н. САФИЕВ — Сихотэ-Алинские ночи....................32

ЮРИЙ ПАПАМИШИ — За порогами — крокодилы ..... 37

ЯКОВ КУМОК — Там, глубоко под такыром..........42

C. БАРСОВ — Танец гончаров..........................47

Г. ПОЛУГАЕВСКИЙ — До Фаши — один колодец..........48

A. МОШКОВСКИЙ — Спирька — волчья смерть............53

ТУР ХЕЙЕРДАЛ — Говорят бородатые боги..............56

B. БАХТА — Океан—древняя дорога человечества .... 59

В. АЛЕКСЕЕВ — Визит к огнепоклонникам...........60

Р. ШТИЛЬМАРК — Волжская метель....................62

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВ — Красная птйчья потеха..........72

Р. ЧАЙЧЕНКО — Мышиный «рай»......... . . 77

Пестрый мир............................78

Листая старые страницы ..........................79

Д. БИРЮКОВ — Когда поет валиха......................80

На первой странице обложки. МЕКСИКА. Девочка из Акапулько.

Она просто торгует сувенирами, и, видимо, по ее мнению, лучший способ демонстрировать товар — чучела броненосцев, енотов и прочее — это навесить его на себя. Вдруг один из двух миллионов туристов, ежегодно приезжающих на фешенебельные пляжи Акапулько, соблазнится эффектной рекламой и купит что-нибудь... (Фото из журнала «Нэшнл джиогрэфик», США,)

Главный редактор А. В. НИ КОЛОВ Члены редакционной коллегии: В. И. АККУРАТОВ, А. В. ГУСЕВ, И. М. ЗАБЕЛИН, М. М. КОНДРАТЬЕВА, В. Л. КУДРЯВЦЕВ, В. А. ЛЕБЕДЕВ (заместитель главного редактора), Г. В. МАКСИМОВИЧ (ответственный секретарь), Ю. Б. САВЕНКОВ, А. И. СОЛОВЬЕВ, Л. А, ЧЕШКОВА, В. М. ЧИЧКОВ,

Г. И. ЯНАЕВ

Оформление А. Гусева и Т. Гороховской

Рукописи не возвращаются Технический редактор А. Бугрова

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ВЛКСМ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»

Наш адрес: Москва, К-30, Сущевская» 21. Телефон для справок: 251-15-00, доб. 2-29; отделы: «Наша Родина» — 3-93; иностранный — 2-85; литературы — 3-58; науки — 3-38; писем — 2-68; иллюстраций — 3-16; приложение «Искатель» — 4-10.

Сдано в набор 3/1 1974 г. Подп. к печ. 5/И 1974 г. А01243. Формат 84X1081/16. Печ. л. 5 (усл. 8,4). Уч.-изд. л. 12. Тираж 2 500 000 экз. Заказ 2625. Цена 60 коп._

Типография изд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Москва, К-30, Сущевская, 21.

КОГДА ПОЕТ ВАЛИХА

Пусть расположен Мадагаскар рядом с Африкой, мальгаши — жители острова — совсем не похожи на африканцев. Давным-давно предки мальгашей, покинув индонезийские острова, устремились в сторону заката и после долгого пути через безбрежное Западное море (известное нам как Индийский океан) достигли нынешней • своей родины. Тысячи лет прошли, а до сих пор и внешний вид мальгашей, и одежда, и жилище не похожи на африканские, но сходны с индонезийскими.

И музыка.

В музыке африканцев все подчинено ритму. Главный инструмент здесь — барабан. У мальгашей же, как и у индонезийцев, мелодию печально и мягко ведут щипковые инструменты, послушно вторящие голосу певца.

Музыка сопровождает на Мадагаскаре не только песни или танцы; под музыку поэты читают стихи.

Ни одно празднество не обходится без хайн-тенй — состязания острословов. Оно длится часами, и за все время певцы-остроумцы не повторяют ни разу ни темы, ни рифмы, ни мелодии. Темы могут быть самыми разными: от событий деревенских до международных. Промедление в ответе считается серьезным проступком против правил хаин-тени. Правда, есть тут небольшое послабление: начать ответ можно не словами, а музыкой. В руках у поэтов — валиха, которую называют часто мальгашской гитарой. Но это не совсем верно: для мальгашей гитара — это гитара, а валиха — это валиха. (Валиху и играющего на ней музыканта вы видите на фото справа.)

Валиха — отрезок ствола бамбука примерно в метр длиной. По окружности ствола оттянуты волокна его верхнегр слоя. Изменяя длину волокон-струн, можно получить тоны разной высоты: от низкого, мрачного до пронзительного, тонкого.

Пощипывая струны, певец берет первые аккорды, повторяет их,, а потом отвечает сопернику шестистишием. В стихе должны рифмоваться первая строка с третьей и четвертой, а вторая с пятой и шестой.

И придумать его надо за то очень короткое время, пока играет валиха...

Д. БИРЮКОВ

80