Вокруг света 1974-06, страница 66

Вокруг света 1974-06, страница 66

1

кет

Г

W*

J -V^. ' с -„• - —...

4 , \ ■ 4 -

то вряд ли в это особенно серьезно верит врач или преподаватель органической химии.

Наверное, дело здесь в другом. Конечно, пристальное — и несколько идеалистическое— внимание к обычаям предков и их культурному наследию характерно для африканской интеллигенции. Умкоси с его всеобщим весельем, кратким отдыхом от работы — это не только забава. И не только магический обряд освящения первого урожая, призванный придать законность коллективной «краже», которую совершает племя (ведь если земля принадлежит предкам, то и все,

что на ней произрастает, принадлежит им же).

Прежде всего умкоси — символ единства зулусского народа.

Когда-то, еще до Чаки, каждый клан праздновал умкоси в отдельности. Чака — объединитель зулусов — изменил праздник. Отныне его отмечали в одно время во всех концах страны зулусов. Умкоси стали праздновать в два приема, и это сохранилось до наших дней. Люди разных кланов собирались в крааль Чаки, чтобы вместе отметить умкоси — праздник всего племени. Племени, у которого один и

тот же предок Зулу. Племени, у которого одни враги, одни заботы. Одни цели.

Когда-то целью Чаки было распространить свое могущество. Меняются времена,' меняются цели. Что могли знать об апартеиде Чака и Сете-вайо? У нынешних зулусов совсем другие заботы, чем у их предков. И цель у них совсем другая. И добиться ее осуществления куда труднее, чем было Чаке сломить сопротивление вождей кланов и сокрушить могущество соседних племен. Гораздо труднее.

Но если народ чувствует себя народом, он достигнет ее.

64