Вокруг света 1974-06, страница 65...На автобусах, поездах, легковых и грузовых машинах, верхом и пешком собираются зулусы в родные деревни— краали. Те, кто приехал издалека, первым делом снимают европейское платье и очищают себя от всей той чуждой скверны, которая подстерегает человека за стенами родного дома: омываются в реке, а потом натирают тело смесью глины, коровьего жира, навоза и золы домашнего очага. Чужие духи над очищенным уже не властны, а со своими — со своими будет особый разговор. Пешком уходят из краалей вожди, чьи бедра обернуты леопардовой шкурой, а на груди скрещиваются перевязи из красного и синего бисера. Щиты и короткие копья в руках вождей. Они идут в деревню, где живет инкоси — верховный вождь. Ведь прежде чем начнется празднование в деревнях — «большой праздник», пройдет «малый праздник» в «столичном» краале. С вождями в путь отправляются обычно несколько пастухов: они гонят коров и овец для праздничного пира. Задолго до праздника знахари выбрали в стаде верховного вождя черного быка с крутыми рогами и толстым хвостом. Из быка — его печени, его сердца, его желчи, содержимого его желудка — готовят «лекарство», что должно уберечь вождя от козней злых колдунов и увеличить его силу. Ведь мощь вождя-инкоси — это и мощь всего племени. Пока черного быка не убили, вождь не показывается своим подданным. На заходе солнца, точно в тот момент, когда пылающий диск его нырнет за горизонт, вонзается копье в сердце быка. Целую ночь готовят знахари «лекарство». А утром инкоси выходит к людям. Площадь окружена воинами «королевского полка». Инкоси начинает петь длинную (на несколько часов!) песнь, в которой восхваляет свой народ и грозит всеми возможными карами его врагам. И на каждый победный крик инкоси воины отвечают львиным рыком и дружным ударом копьями о щиты. Окончив песнь, инкоси приносит жертву предкам, Среди них реально существовавшие люди: Зулу — предок племени; Чака, объединивший разрозненные кланы зулусов и создавший огромную империю; Сетевайо, стойко оборонявший зулусскую империю от колонизаторов; Альберт Лутхули — потомок зулусских королей, лауреат Нобелевской премии, создатель Африканского национального конгресса и борец против апартеида... По представлениям зулусов, предки дали племени землю, а потому и урожай принадлежит им. Предки дали стада скота, и часть мяса должна быть пожертвована им. Умершие по-прежнему остаются членами племени, и их надо приглашать на праздник. Иначе предки разгневаются и навлекут на своих потомков неисчислимые беды. Поэтому магические обряды — это договор с предками. возобновляемый каждый год. Но, для того чтобы договор имел силу, с предками должен условиться не только инкоси, но и все племя. Инкоси купается в реке, а за ним все" вожди деревень. Таким образом переходит на них сила и мудрость инкоси. И после праздничного обеда — два, а то и три дня длится он — вожди расходятся по своим краалям. Начинается «большой праздник». От «малого» он отличается лишь тем, что празднуют его по всей стране зулусов. А страна эта — увы! — давно уж не та, что грандиозная империя Чаки— Зулу. Собственно говоря, это и не страна, а один из банту станов — «районов проживания банту в Южно-Африканской Республике». И с точки зрения южноафриканских властей зулусский Новый год — с его обрядами, копьями, леопардовыми шкурами, жертвоприно шениями, танцами нагих девушек и раскрашенных воинов, многочасовыми песнопениями и т. д. и т. п. — как раз то самое, что нужно чернокожим, чтобы жили они своей традиционной племенной жизнью и не совали нос в дела белых. Особенно когда дело касается такого гордого и высокоорганизованного племени, как зулусы. «Дикари должны оставаться дикарями», — не раз говаривали и Малан, и Форстер, и Ван-Схюйтенс, и прочие столпы преторийского общества. Тут нелишне вспомнить, что зулусская литература, к примеру, зародилась во второй половине прошлого века. То есть в то же самое время, как и литература на языке африкаанс — родном языке Форстера, Малана и Ван-Схюй-тенса. С 1904 года начала выходить — и сейчас выходит — зулусская газета «Иланга Ласе На таль» — «Солнце Наталя». На деньги, собранные в племени. открыт был Университет Нгойе. Преподают пока в основном белые и индийцы. Но все больше и больше становится преподавателей-зулусов. И тем не менее все они: преподаватели, врачи, адвокаты, техники, подсобные рабочие — в день умкоси — Нового года — пляшут вместе с полуголыми крестьянами, вместе проходят обряд очищения, вместе купаются в реке, чтобы перенять частицу силы и мудрости верховного вождя. Но если неграмотному пастуху и вправду кажется, что в инкоси — верховном вожде — заключена сила народа и крепкая связь между предками и потомками, Крааль теперь значит деревня Но во времена Чаки этим же словом обозначался и полк, живущий в особом укреплении. И форма этою укрепления, а ныне зулусской деревни, сохранилась ло наших лней |