Вокруг света 1974-08, страница 49

Вокруг света 1974-08, страница 49

Любовь к традициям проявляется еще в одном любопытном штрихе. Самая древняя и самая маленькая на Земле республика пользуется грего-рианским календарем. Здесь время отсчитывают по своей собственной системе, ведя отсчет от лета 301 года, когда была провозглашена независимость. Таким образом, в Сан-Марино сейчас только 1673 год...

Однако календарь санмаринцев отражает не только пристрастие к традициям. Это еще и проявление духа независимости, что является немаловажным достоинством нации.

Особенно ярко этот дух проявился в 1644 году (для нас — в 1945-м), когда здесь создалась необычная политическая ситуация. Несмотря на приверженность к средневековым традициям, республика вдруг стала коммунистической. Италия почувствовала, что эта независимая республика становится уж слишком независимой. Последовали экономические санкции. Итальянская полиция перекрыла дороги и превратила пограничную инспекцию в бесконечную процедуру. К границе были придвинуты войска.

Двенадцать лет коммунисты были у власти в Сан-Марино, и за этот период, по всеобщему мнению, сделано многое. Правительство узаконило государственные субсидии фермерам, ввело пенсионное обеспечение. С 1957 года коммунисты в парламенте ушли в оппозицию \

В 60-е годы на небосклоне Сан-Марино сверкнула звезда некоего Максимо Максима. Он не был местным уроженцем, а посему не почитал в достаточной мере традиций. Какими-то, до сих пор не совсем выясненными путями Максиму удалось уговорить власти открыть в Сан-Марино казино. Напористый иностранец сулил мини-республике будущность нового Монако. Голоса крупье «Делайте вашу игру!» должны были прозвучать гимном деловой смекалке и свободному предпринимательству. Но после короткого мига успеха карточные столы опустели, а колесо рулетки закрутилось вхолостую. Максим свернул дело и взял курс на зеленеющие финансовые пастбища Швейцарии.

Одно время ходили слухи, что Сан-Марино легализирует разводы, и миллионы пар в окружающей Италии, вынужденные прибегать к «разводу по-итальянски», готовы были устремиться сюда, чтобы скинуть наконец оковы семейных уз. Но Италия пригрозила в ответ такими карами, что сладость развода осталась уделом только коренных санмаринцев.

Первоначальной индустрией в стране была резьба по камню — это искусство было заложено еще святым Марино. Сегодня, однако, ремесло угасло за отсутствием материала. Каменоломни опустошены до опасного предела, и дальнейшие разработки угрожали разрушить основы республики в буквальном смысле. Сейчас в Сан-Марино остался один-единственный резчик Альдо Вольпини. Он высекает из известняковой породы скульптуры, действуя инструментом, которым пользовались его предки два столетия назад. Я видела у него в мастерской скорбящую Марию с младенцем — это удивительная по красоте работа. Для того чтобы заниматься искусством, ему приходится отрываться от более прибыльного дела — продажи сувениров в эдшнадлежа-щей семье лавочке.

1 Коммунистическая партия Сан-Марино делегировала сейчас в Большой генеральный совет 14 человек. В стране издается коммунистическая газета «Шинтилла» («Искра»). — Прим. ред.

На улицах Сан-Марино, кроме магазина синьора Вольпини, открыто еще 120 сувенирных точек. Там торгуют значками, браслетами, открытками и местными монетами. Наиболее популярные сувениры — это пористая керамика, похожая на пемзу. Ее производит местная фирма, которая называется «АОМ». Как я выяснила, название расшифровывается так — «Акционерное общество Марина».

— Марина — это моя сестра, — улыбаясь, сказал мне Джордано Реффи. — У нас все формы сотрудничества семейные.

В Сан-Марино большим почетом пользуется * президент США Авраам Линкольн. Он провозглашен почетным гражданином республики. В 1861 году санмаринцы написали ему письмо, выражая сочувствие в связи с неприятностями (речь шла о войне Севера и Юга). *

Растроганный Линкольн ответил им: «Сколь ни мала ваша отчизна, она во все времен^ вызывала у нас восхищенное уважение. Вы доказали миру, что правительство, основанное на. республиканских принципах, способно вести умелую политику, обеспечивая стране стабильность и безопасность».

Основатель Республики Марино предостерегал своих сограждан от гибельных союзов, направленных против других стран. Много веков спустя санмаринцы следуют этому совету. Надпись в Музее оружия на вершине Монте-Титано гласит: «Оружие — не только свидетель уровня развития металлургии, политики и изобретательства; оно демонстрирует также настроенность на войну, которой жаждут немногие, а остальные в слепом безумии идут вослед».

Сейчас в списках вооруженных сил страны числится 75 волонтеров — воинство собирается четыре раза в год, чтобы пройтись по улицам в блеске старинной формы, неся на плечах тяжелые ружья, преподнесенные в подарок британской королевой Викторией.

А 3 сентября каждого года, в День основания республики, граждане Сан-Марино облачаются в средневековые одеяния. Гвоздем празднества являются соревнования по стрельбе из арбалета, которые проводятся начиная с XVI века. По этому случаю извлекаются тяжелые крепостные арбалеты, хранящиеся остальное время в башне Ла Фатта, самой высокой из трех башен столицы. Хранитель арбалетов, естественно, лучше других управляется с этим древним агрегатом и последние десять лет является чемпионом республики по стрельбе в цель.

В подтверждение своего миролюбия Сан-Мари-но в апреле 1966 года (по нашему календарю) стала 77-й страной, подписавшей Соглашение о неприменении ядерного оружия в космосе.

Республика-*кроха никогда не пыталась завладеть чужой территорией. Твердо стоя на этой позиции, Сан-Марино даже отважилась поставить на место Наполеона. Случилось это в 1797 году, когда Бонапарт в знак особого благоволения к «образцовой республике» направил в Сан-Марино гонца с предложением расширить ее пределы за счет соседей. К великому удивлению, эмиссар получил от ворот поворот. Гордый ка-питан-регант Антонио Онофри, которому выпала щекотливая задача — отказать Наполеону, сказал тогда, что лишь честная бедность позволяет Сан-Марино лелеять надежду сохранить свободу и независимость.

Перевела с английского Е. РАВЕН

47