Вокруг света 1974-08, страница 75

Вокруг света 1974-08, страница 75

вещи. Заметив его взгляд, она освободила одно кресло. Брок сел, положил шляпу на стол.

— Расскажите все, что вам известно о Сэме Дженкинсе, — начал он, так и 'не ответив на ее последний вопрос.

Она рассказала ему много, но ни малейшего намека на мотивы убийства из ее рассказа Брок извлечь не смог.

Сэм — один из многих, кто живет без особых моральных устоев, время от времени по мелочам преступает закон, но никакой социальной опасности не представляет. И поэтому, уходя, Брок не испытывал такого чувства, какое было у него после посещения Вильямсов.

— До свидания. Спасибо, Гусси.

— Помогла я вам?

— Очень даже, — солгал он. — Можете вы опознать его труп в морге? Или у него есть в городе родственники?

— Ничего, схожу. Насчет родственников не знаю, про это он ничего не говорил...

Потом Брок поехал на квартиру Джимми Джонсона, живущего на углу 149-й стрит и Бродвея.

Он остановился перед шестиэтажным домом, облицованным

светлой плиткой, довольно приличным с виду. Сразу было видно, что белые жильцы сравнительно недавно уступили свои жилища цветным. Ступеньки, ведущие к входной двери, были чистыми, все стекла в двери вымыты, ни одно не разбито. И лифт работал, хотя поднимался медленно.

На пятом этаже Брок постучал в дверь квартиры Джонсона. Ему открыл светлокожий негр, представившийся мистером Дезелиу-сом. Наморщив лоб, он пригласил Брока войти. Прежде чем проводить детектива в комнату, закрыл дверь на четыре замка.

Потом появилась миссис Дезе-лиус, хрупкая темнокожая негритянка в длинном черном платье из сатина. Следом за ней вошла ее тринадцатилетняя дочь, Си-нетта.

— Я не намерен вас долго задерживать, но я обязан задать несколько вопросов о вашем жильце Джонсоне.

— Я о нем ничего не знаю, — отрезал мистер Дезелиус. — Он только и занят был, что своими книгами.

— Он учится, — объяснила Си-нетта.

— Помолчи, тебя не спрашивают, — сделала ей выговор мать.

— Вы бы лучше поговорили с его подружкой, — сказал мистер Дезелиус, словно говоря: «Я умываю руки». — Она живет на третьем этаже и знает Джимми куда лучше нас. Мы только предоставили ему кров.

— Позвольте узнать имя этой дамы?

— Мы не знаем, как ее зовут,— раздраженно ответил Дезелиус.

Брок посмотрел на него с' интересом: с чего это он так окрысился?

— Линда Лу Коллинз, — сказала Синетта, не обращая *внйма-ния на жесты матери. — Она певица.

— Понятно. Спущусь-ка я к мисс Коллинз, — обратился Брок к Дезелиусу. — Если вы меня выпустите, конечно

Хозяин квартиры проводил его до двери.

Брок спустился на третий этаж. Но в квартире Линды Коллинз никого не оказалось. Что ж, на сегодня все, сказал он себе. Надо немедленно ехать в управление, тщательно обдумать и привести все данные к общему знаменателю...

Продолжение следует

Перевел с английского Е. ФАКТОРОВИЧ

ОПАСНЫЙ РЕЦЕПТ

В № 8 за 1973 грд «Вокруг света» было опубли-корано сообщение об извержении вулкана на исландском острове Хеймаэй. Газеты и журналы разных стран писали об этом событии со всеми возможными (а иногда и невозможными) подробностями. Однако один немаловажный эпизод этих событий ускользнул от внимания печати. И не случайно-

Лавовый поток, устремившись в гавань рыбачьего городка Вестманнаэйяр, должен был вот-вот полностью отрезать ее со всеми стоявшими там судами от открытого моря. Тогда несколько экспертов, заручившись поддержкой местных властей и военных, предложили вмешаться в дело и воспрепятствовать природе. Если произвести ряд направленных взрывов вблизи языков лавы, утверждали они, область соприкосновения лавы с морем расширится. Она будет остывать быстрее, и в конце концов движение расплавленной вулканической породы затормозится до того, как гавань будет отрезана.

Рассуждение казалось логичным, и лихорадочная подготовка к взрывам началась. Когда до выполнения плана оставалось менее суток, делом заинтересовались профессор Рейкьявикского университета Торбьорн Сигургейрссон и научный сотрудник Института горного дела в Нью-Мексико (США) д-р С. А. Колгейт.

Они поспешно, но с достаточной точностью подсчитали: лава обладает температурой около 1100 градусов Цельсия. И если ее охладить, скажем, до более или менее безобидных ста градусов, каждый кубический сантиметр вулканической породы выделит более 640 калорий энергии.

Объем лавы в ее языке составляет многие тысячи тонн, а морской воды вокруг практически бесконечно много. Если резко и на большом участке их смешать, такой чудовищный «коктейль» спокойно вести себя не будет. По подсчетам Сигургейрссона и Кол-гейта, количество вырвавшейся на свободу энергии было бы не меньше двух, а может быть, и четырех мегатонн! Взрыв был отменен.

Геофизики и вулканологи в связи с этим вспомнили о страшной катастрофе 1883 года, когда остров-вулкан Кракатау в нынешней Индонезии внезапно взлетел на воздух. Отголоски взрыва были слышны за 4 тысячи километров. Возможно, это было вызвано аналогичными, хотя и естественно возникшими событиями: воды океана внезапно ворвались в раскаленное чрево вулкана... Тогда погибло 36 тысяч человек. Не к тому ли же, пусть в меньшем масштабе, мог бы повести вовремя отвергнутый «исландский эксперимент»?..

И все же совсем без вмешательства дело не обошлось. Грубо «прикрикнуть» на природу нельзя, решили ученые, попробуем действовать исподволь. И со всех концов страны и даже, из-за границы на Хеймаэй начали свозить... пожарные насосы и шланги.

Мощные струи воды устремились со всех сторон на оконечность лавового языка. Он, разумеется, изверг во все стороны клубы пара, но бурного «выделения мегатонн» в этом случае, естественно, не произошло. Слои отвердевающей лавы нарастали подобно льду на заливаемом из шланга катке. И постепенно образовавшаяся корка остановила грозное движение лавового потока прежде, чем он совсем запер выход из порта. Б. СИ Л НИН

ЗАГАДКИ ПРОЕНТЫ СПХРЫТИЯ