Вокруг света 1975-05, страница 67А. КИРПИЧНИКОВ,кандидат исторических наукЕсли мы полистаем работы конца XIX — начала XX века о древнерусском войске, нас поразит то пренебрежительное отношение к допетровской истории его, которое в них сквозит. Известный исследователь Гудим-Левкович, опубликовавший в 1876 году «Очерк исторического развития вооруженных сил России до 1706 года», писал о поместной коннице XVI—XVII веков буквально следующее: «Войска русского строя в смысле знания военного искусства немногим отличаются от народного ополчения — это были помещики, а не воины. Война была для них тягостью, ВОИНЫ МОСКОВСКОЙ РУСИ 1 — воин поместной конницы XVI века. Вооружен луком со стрелами, саблей восточного типа и кистенем. Защищен тегилеем — простеганным панцирным кафтаном с подбивкой из кудели и кусочков железа или гвоздей. (Реконструкция по гравюрам Герберштейна.) 2 — тяжеловооруженный копейщик из поместной конницы XVI века. Вооружен пикой, восточной саблей, луком со стрелами. Защитное вооружение состоит из шлема с яловцом (флажком) и кольчужным ожерельем, наручей и юшмана — распашного доспеха, в котором кольчуга комбинируется с крупными железными пластинами. Круглый железный щит. (Реконструкция по музейным экспонатам.) 3 — стрелец XVII века. Вооружен пищалью и бер-дышем — большим топором, служившим также в качестве подпорки для ружья; заряды подвешены на перевязи. (Реконструкция по музейным экспонатам и описаниям современников.) 4 — воевода XVII века. Вооружен саблей, седельными пистолетами и булавой — знаком достоинства. Богатое защитное вооружение состоит из «ерихонки» — шлема турецкого типа, кольчуги, поверх которой надет «зерцальный» доспех из крупных металлических пластин с кругом — «зерцалом» на груди; на руках — наручи, иа ногах — поножи-«бутур-лыки»; конь покрыт «куячным чалда-ром» — попоной, на которую нашиты железные пластинки. Для парадного вооружения Руси XVII века характерна роскошь и пестрота отделки камнями и цветными эмалями. (Реконструкция по сохранившимся предметам вооружения, описаниям и рисункам XVII века.) Реконструкция кандидата искусствоведения М. ГОРЕЛИКА |