Вокруг света 1975-09, страница 71

Вокруг света 1975-09, страница 71

ЧИТАТЕЛЬ СООБЩАЕТ

в полной готовности к эвакуации лежало снаряжение, продовольствие.

Завыл ветер, скрипели мачты и реи, трещали конструкции, лязгали и скрежетали цепи. Раненая «Жаннетта» тяжело накренилась. Корпус дрожал, можно было ожидать каждую минуту гибели судна. «Мы живем, как на пороховом погребе, в ожидании взрыва», — записал Де-Лонг в дневнике.

Чем дальше, тем все труднее становился дрейф, каждый день уменьшался запас угля, воду качали вручную, без передышки — только так судно могло держаться на плаву.

Все же первая зимовка прошла сносно. Весной 1880 года участники экспедиции, наблюдая за перелетом птиц, выходили туда, где среди вечных льдс*в высилась скалистая громада острова Врангеля. На летние станицы летели несметные стаи гусей.

Прошла весна, подошло лето, а яхту все несло на северо-запад. Вот что писал Де-Лонг в дневнике: «...Трудно вообразить что-нибудь более утомительное, чем жизнь в паковом льду. Абсолютное однообразие* неизменяющийся порядок дня; просыпаясь, видишь то же, что видел перед сном: те же лица, те же собаки, тот же лед и то же сознание, что и завтра ничто не изменится, если не станет хуже...»

Наступила осень, но никаких изменений не произошло.

В октябре Де-Лонг записывает: «...Трудности, которые приходится преодолевать, сознание, что ничего в научном отношении не сделано, — всего этого достаточно, чтобы заставить меня в бессильной ярости рвать на себе волосы...»

Под постоянной угрозой катастрофы прошла вторая зимовка.

5 февраля 1881 года «Жаннетта» находилась на 74° 49' северной широты й 171° 49' восточной долготы. Дрейф судна ускорился — это придало бодрости участникам похода.

Весна ознаменовалась радостными событиями. 16 мая с корабля на горизонте увидели неизвестный остров, названный Де-Лонгом островом Жаннетты. По этому случаю он записал в дневнике: «...В сравнении с ошеломляющим открытием острова все прочие события дня теряют всякое значение».

24 мая был замечен второй, тоже неизвестный остров, названный островом Генриетты. Механик Георг Уоллес Мелвилл с группой

Даты даны по дневнику Де-Лонга

полярников направился к острову. При подходе они невольно остановились и онемели как зачарованные,. Перед ними был (нетронутый человеком, сказочно красивый берег, похожий на неприступный волшебный замок. Высокая черная базальтовая скала, рожденная силой вулкана, одиноко стояла в морском просторе. Отвесные каменные стены и колонны, зубчатые башни, пирамиды обрывались со стометровой высоты в море, и над всец этим царил величественный белоснежный ледяной купол, плавно переходивший на небосводе в светлое полярное небо. Со скал спускались ледники. С огромным трудом вскарабкавшись на отвесную крутизну берега, Мелвилл я его спутники пробыли на острове три дня. Здесь они видели ледяное ущелье с извилистым, говорливым, ныряющим под лед потоком студеной пресной воды изумительной прозрачности; наведы" вался к ним «хозяин» Арктики, проверявший «свои владения» и с любопытством глядевший на пришельцев, а потревоженные стаи пернатых с неумолчным гамом кружились над гнездовьем.

Группа Мелвилла провела исследования, сложила гурий, оставила на острове записку Де-Лон-га и возвратилась на корабль. (Полуистлевшая записка была найдена в 1938 году советскими полярниками, посетившими остров Генриетты.)

10 июня лед вокруг судна неожиданно развело, оно освободилось из долгих и крепких, объятий и выпрямилось, но ненадолго. Началось новое, еще более мощное сжатие. С огромной силой глыбы льда начали напирать на левый борт и подняли его; другим бортом яхту прижало к тяжелому паку. Раздался сильнейший треск — корпус ломался, а когда крен достиг 30°, корабль был раздавлен, как скорлупа ореха, и стал погружаться в воду.

12 июня в 4 часа на 77° 15' северной широты и 154° 59' восточной долготы «Жаннетта» ушла в морскую бездну. На лед выгрузили лодки, сани, продовольствие, одежду, спальные мешки, оружие, инструмент, снаряжение и другое необходимое имущество. Без потерь сошел с борта весь экипаж, последним покинул яхту Де-Лонг.

Итак, моряки остались лицом к лицу с суровой Арктикой. В алмазном сиянии полярного дня перед ними лежал седой океан — молчаливый, нелюдимый, вечный! Полярники решили пройти на нартах вдоль Новосибирских островов до кромки льда,

а там на лодках до устья Лены и далее добираться до какого-нибудь населенного пункта.

18 июня путешественники двинулись в поход. Пять саней, четыре шлюпки, двадцать две эскимосских собаки и запас продовольствия на шестьдесят дней.

Сквозь высокие гряды старых торосов, хаотически нагроможденные глыбы многолетнего льда, частые трещины, разводья путешественники тащили свои сани наравне с собаками. Мучительно медленно двигались вперед, за сутки редко удавалось пройти более пяти миль. Но самым траги-' ческим было направление дрейфа — то, что ранее почиталось благом, теперь обернулось проклятием: спустя неделю экспедиция оказалась на двадцать восемь ^иль севернее того места, откуда начала поход. Ветер, однако, скоро изменился, и затерянные в океане полярники стали продвигаться на юг.

Вскоре участники перехода заметили на горизонте еще один неизвестный остров и направились к нему.

28 июля путники подошли к острову, названному Де-Лонгом островом Беннетта. Экспедиция не просто открыла остров — люди, нашли ,в себе мужествр и силы заниматься исследовательской работой. Восемь дней Де-Лонг и его спутники обследовали землю, хотя продовольствие уже было на исходе — его лишь изредка удавалось пополнить охотой на тюленей. Прикончили десять собак.

Покинув вновь открытый остров, путешественники взяли курс на Новосибирские острова. С трудом на лодках плыли они проливами, высаживались на островах Фаддеевском, Котельном и достигли острова Семеновского, где им' посчастливилось подстрелить оленя. Подкрепившись свежим мясом и передохнув, они продолжали путь. Наступала осень, надо было спешить. В. разводьях уже дымилась вода, и на место ветровой ряби ложился ледяной муар.

Направляясь к берегам Сибири, путники приближались к чистой воде, что было ясно видно по «водному небу» — отражению в облаках. 12 сентября подошли к кромке льда, Начался последний, наиболее опасный этап пути по морю Лаптевых.

Вся эта история, как и последующие события, связанные с экспедицией, стали известны мно

69

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Сайты полярников острова Котельный

Близкие к этой страницы