Вокруг света 1975-10, страница 23

Вокруг света 1975-10, страница 23

индеицев-кустареи, и, конечно, обучить испанскому языку.

Именно ли задачи ставит перед собой Национальный институт по проблемам индейцев. Но уделяет ли Мексика достаточное внимание проблеме, имеющей столь большое значение? Учитывая, что институт ежегодно располагает суммой от шести до восьми миллионов песо и что в стране имеется три миллиона индейцев, можно подсчитать: на каждого из них приходится два или немногим больше двух песо в год...

В Альтос де Чьяпас 1 уже проведены дороги, организованы центры медицинской помощи, борющиеся против тифа и других инфекционных заболеваний. Здесь работает пункт обучения, который кочует по индейским селениям. Он привозит саженцы фруктовых деревьев и молодняк породистого домашнего скота; создаются потребительские кооперативы и ремесленные мастерские.

С изменениями в экономической жизни связаны перемены, вызванные деятельностью школы. Раньше индейцы считали школу заведением, чуждым общине. Ведь индейских детей сначала надо было обучить родному языку, чтобы затем они могли усвоить официальный — испанский. В результате стали появляться просветители — молодые индейцы, которые, проучившись три или четыре года в одном из интернатов центра, возвращаются к своим братьям — передавать знания.

Селение Чилиль насчитывает двести жителей. Молодой парень Мичель Альварес Кунег, которого мы здесь встретили, был как раз одним из просветителей. Хотя слово «кунег» в переводе означает «богатый», в данном сл> чае более подходящим эквивалентом ему было бы «щедрый». Мичель — двадцатилетний улыбчивый парень, щеголяет в белом уистекском наряде, который, как и у всех мужчин общины, представляет собой не что иное, как длинное пончо. Брюки к нему не полагаются. В этом наряде уистеки похожи на привидения. У Кунега опрятная прическа, он чисто выбрит, на руке красуются часы.

Мичель проводит нас в хижину своих родителей. У входа мать — Петрона Кунег — занята своим вечным трудом: ткет длинные куски ткани, один из которых и послужил для изготовления одежды сына. Повязав голову кожаным ремнем от старого ткацкого станка, Петрона безостановочно

1 Высокогорные районы штата Чья-

Рис — капризный ребе-нок». Эта поговорка — в тех или иных вариантах — существует во всех странах, где сеют рис. Ребенку нужны родители, без них ему не вырасти. Капризный же ребенок требует заботы вдвойне, заботы умной, где роли родителей четко распределены. Отец взрыхлит поле, подведет воду. Мать высадит рассаду. Капризный рис требует очень нежного обхождения, и только женские руки могут на

ощупь под водой наити лунку для рассады, заботливо, не повредив, погрузить корешки в жидкую грязь.

А потом надо ходить ежедневно на поле, по «олено в воде, согнувшись проверять рисовую рассаду — принялась ли, выдергивать непринявшие-ся растения, подсаживать замену. И так вновь и вновь...

Тысяча изнурительных материнских дел, пока не покажутся над непрозрачной водой первые побеги....

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД ЖЕНЩИНЫ