Вокруг света 1975-11, страница 1620 и 50 франков. Это бельгийские пионеры собирали средства в фонд мира и на свои пионерские лагеря. Заглядевшись на всю эту круговерть, я не сразу сообразил, что кто-то дружески хлопает меня по плечу: передо мной в полном составе стояла семья Михель-сов. Жан-Пьер, с сияющими глазами, в белой рубашке, распахнутой на груди, крепко сжал мне руку. — Все будет в порядке, — ободрил Андре. Внезапно около Жан-Пьера вынырнул Викторйен Буйо и что-то ему шепнул. Оба двинулись ко входу, а за ними и я. У дверей образовалась пробка: хотя- за вход установили плату до 100 франков — на устройство различных мероприятий, — желающих попасть на манифестацию оказалось невероятно много. Выбравшись из университета, я понял, чем озабочен Викториен. Перед дверьми шодпрыпивали, размахивая руками, странноватые патлатые субъекты в длинных рубахах и черных колпаках. Кое у кого болтались на груди цепи, некоторые держали под мышкой пачки листовок и плакаты. Худой парень, подпоясанный широченным ремнем в заклепках, крутил в воздухе каким-то флагом. Пожалуй, это и была та часть «здравомыслящих» молодых людей, которых одна буржуазная газета призывала прийти в университет и устроить свой митинг, осудить дружбу с Советской страной, сорвать обличение империализма. ...Чтобы освободить проход в университет, группе обеспечения порядка пришлось сдвинуть агрессивных юнцов в сторону, и тут один из них, услышав слова Жан-Пьера: «Вы, как фашисты, мешаете нашей борьбе!» — завизжал от злости: — Это мы-то фашисты?! Мы?! Мы АМАДА, за рабочих! Молодчики из этой анархистской организации, точный перевод полного названия которой действительно обозначает «Вся власть рабочим», на деле провокационно срывали митинги и забастовки... У входа началась свалка. Но буквально за несколько минут ребята из КМБ 1 навели порядок: отобрали знамя и листовки, зачинщикам скрутили руки и выпроводили. Неунывающий Анри, сопровож 1 Коммунистическая молодежь Бельгии — организация молодых бельгийских коммунистов, основанная в 1921 году. давший нас в Брюсселе, с озорным огоньком в глазах, провожая меня внутрь здания, усмехнулся и небрежно ткнул большим пальцем в сторону входа. — В другой раз не сунутся. Мы стали гораздо сильнее. Дали им в лоб, четверых увезли в госпиталь... Мне было все равно — отправили этих хулиганов в госпиталь или довели до ближайшей аптеки с разбитыми носами, — но я с уважением посмотрел на худенького Анри. Казалось, он заранее знал, где неизбежно столкновение, и тотчас оказывался там. Потом он показал отобранное знамя и сказал, что ла манифестацию вообще-то пропускали го-шистов но только без листовок и плакатов. «Можете сидеть, слушать, а вот провокаций мы t^e допустим», — спокойно говорили левакам ребята из группы охраны. Манифестация 4 собрала около трех тысяч человек, пришли несколько сотен представителей молодых социалистов, движения гуманистов, молодых христианских демократов, экстремистов же набралось едва ли больше пяти десятков. Были они и на дискуссии о советской молодежи. Одного из них я узнал. У входа он громче всех кричал: «Мы знаем, чего хотим!» Пока Андре Михельс четко объяснял троцкистам болезненный для бельгийцев вопрос об отношениях с «третьим миром», рассказывал о советской помощи развивающимся странам, мне вспомнилась одна недавняя встреча. ...Это было в старинном фламандском городке Алсте. Мы тихо шли с очередного выступления по полуосвещенной городской площади. Миновали ратушу, воинственного всадника на постаменте. — Завернем сюда на минутку? — предложил сопровождающий, указав на какую-то дверцу. — Да ведь полночь уже! — Ничего, вам будет интересно, тем более пастор нас ждет. — Кто? — Пастор, вожак гошистов, он никогда не видел советских. Через запутанные переходы мы попали в какое-то подозрительное помещение. Потолок его был затянут полотном, размалеванным цветными пятнами и фигурами. У самодельной деревянной стойки несколько потертый человек сделал зазывный жест рукой, качнув головой в сторону медицинских банок и колб, на- . 1 Г о ш и с т ы (gauchiste — франц.) — левые (леваки) разного толка, маоисты, АМАДА, троцкисты и т. д. полненных, по всей вероятности, не лекарствами. — Без вина нет дискуссий, — изрек он. О чем он хотел с нами дискутировать, «потертый» не объяснил. Посредине комнаты, поджав ноги по-восточному, сидели двое, странно неподвижные, то ли от алкоголя, то ли от наркотиков. Крупные буквы со стен призывали: «Meditate!» («Сосредоточься в себе!») На столике лежал журнальчик, он назывался «Как жить одному». — Все-таки трудно этому научиться, жить совсем без людей, — сказал я пастору, довольно молодому человеку. — Мы стараемся помочь страждущему найти себя, обрести спокойствие в этом холодном, запутанном мире, — ответил пастор. — Помочь себе — это помочь всем?! — Каждый уходит в свое, в дом и машину. Люди себялюбивы и пассивны. — Надо выбрать цель и вести людей, бороться за них, за справедливость. — Это ничем не кончается... — покачал головой пастор. ...А тот паренек, у входа, кричал Жан-Пьеру: «Мы знаем, чего хотим, куда идем!»... После митинга кто-то из группки гошистов подошел к генеральному секретарю КМБ Прос-перу Грюнвальду и сказал: «Мне кажется, вы понимаете, что делаете, у вас интересно, вы дружные. Можно мне приходить к вам?..» В раскинувшемся амфитеатром зале гремели электроинструменты бит-ансамбля. Парни и девушки подпевали и притопывали в такт резкому ритму. Внезапно, подчиняясь голосу человека, на сцене все стихло. Начался митинг. То горячие, то горькие, то гневные и убежденные, звучали в зале слова о людях, умирающих за свободу и родину, о дисциплине, солидарности и преданности делу социализма. Зал затихал и яростно взрывался скандированием. Говорила Гладис Марин, секретарь ВФДМ Серхио Домбровский, сту-дент-коммунист из Португалии Антонио Раино, вьетнамец Бун Дью Триеп. Когда, несмотря на выкрики экстремистов, закончил свое выступление советский представитель, зал встал и запел «Интернационал». Во втором ряду пели два высоких валлонца — Андре и Жан-Пьер Михельсы, отец и сын. Шарлеруа — Брюссель, март 1975 года 14 |